Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений
на проект федерального закона N 1258295-7 "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" внесен Правительством Российской Федерации
(утв. Решением Комитета от 18 октября 2021 г. N 2)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений (далее также - Комитет) в соответствии с решением Совета Государственной Думы от 1 октября 2021 года рассмотрел в части вопросов ведения Комитета проект федерального закона N 1258295-7 "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" (далее также - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроект подготовлен в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и законопроектов, внесенных Правительством Российской Федерации в Государственную Думу, которые направлены на регулирование бюджетных правоотношений.
Законопроект исходит из прогноза роста ВВП России в 2022 году по сравнению с ожидаемым уровнем текущего года на 3,0% до 133328 млр д.р., роста общего объема инвестиций на 5,9% до 24 407 млр д.р., роста доходов бюджета на 21,2% до 25 021,9 млр д.р., роста доли нефтегазовых доходов в общих поступлениях доходов федерального бюджета с 35,6% в 2021 году до 38,1% в 2022 году, увеличения расходов бюджета на 8,3% до 23 694,2 млр д.р., уровня инфляции в размере 4% по сравнению с ожидаемой в 2021 году 5,8%, профицита бюджета в размере 1 327,7 млр д.р. (около 1% от ВВП).
Согласно приложению 23 к законопроекту общий объем субсидий и грантов, предоставляемых конкретным - поименованным в данном приложении некоммерческим организациям (за исключением государственных учреждений) составляет 278 819 543,9 т.р. Данные субсидии предоставляются в рамках Государственных программ Российской Федерации "Развитие здравоохранения", "Развитие образования", "Доступная среда", "Содействие занятости населения", "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах", "Развитие культуры", "Развитие физической культуры и спорта", "Экономическое развитие и инновационная экономика", "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", "Информационное общество" и других.
Одним из важнейших источников финансирования государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в регионах Российской Федерации, добровольческих организаций, общественных организаций в части вопросов ведения Комитета является деятельность Фонда президентских грантов.
Финансирование некоммерческих организаций в форме субсидий на поддержку некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, осуществляется в рамках финансового обеспечения "майских" Указов Президента Российской Федерации 2012 года. В частности, согласно подпункту "л" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" предписывалось "предусмотреть начиная с 2013 года меры, направленные на увеличение поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций".
Общий объем указанных субсидий, предоставляемых Фондом Президентских грантов (далее также - Фонд) на конкурсной основе, в 2022 году запланирован в размере 10, 2137 млр д.р., что соответствует уровню финансирования в 2021 году.
Учитывая отмеченное руководителем Фонда президентских грантов повышение качества заявок некоммерческих неправительственных организаций на бюджетное софинансирование реализуемых ими проектов и увеличение количества таких заявок, в первую очередь из регионов, Комитет поддерживает сохранение в 2022 году размера финансирования Фонда.
Комитет отмечает, что деятельность Фонда носит эффективный характер, и данный канал государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, общественных организаций является по существу оптимальной формой их поддержки, наиболее успешной в части отбора наиболее перспективных проектов, так и реальной отдачи от их осуществления по сравнению с иными формами господдержки.
Кроме того, необходимо отметить, что в условиях повышения общественной активности российских граждан одним из приоритетов государственной, в том числе бюджетной политики, должно стать развитие некоммерческого сектора, в частности, социально ориентированных некоммерческих организаций и в целом реализация конструктивного потенциала институтов гражданского общества.
Финансирование наиболее значимых и авторитетных общероссийских общественных организаций осуществлялось в последние годы посредством предоставления из федерального бюджета прямых субсидий на государственную поддержку отдельных, наиболее значимых общероссийских общественных и иных некоммерческих организаций (приложение N 40 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов"). Общий объем субсидий в 2021 году составляет 2,5196 млр д.р. Данное приложение было включено в указанный Федеральный закон при его подготовке к рассмотрению во втором чтении.
С учетом значимости непосредственного отражения в приложении к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" размеров денежных средств, выделяемых в качестве субсидии наиболее значимым общероссийским общественным организациям, представляется целесообразным сохранить общий размер субсидий, предоставляемых общероссийским общественным организаций в 2021 году, а также сложившуюся практику формирования отдельного приложения к законопроекту с указанием списка таких организаций - получателей субсидий.
Законопроект предусматривает выделение в 2022 году "отдельной строкой" 1,53 млр д.р. на оказание государственной поддержки общероссийским общественным организациям инвалидов в форме субсидий и грантов, что соответствует уровню 2021 года.
Законопроектом предусмотрено выделение федеральной субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации в размере 223,5 мл н.р. (на уровне 2021 года) на реализацию практик поддержки добровольчества (волонтерства) по итогам проведения ежегодного Всероссийского конкурса лучших региональных практик поддержки и развития добровольчества (волонтерства) "Регион добрых дел"; субсидии в размере 76,5 мл н.р. на реализацию региональных программ по формированию приверженности здоровому образу жизни с привлечением социально ориентированных некоммерческих организаций и волонтерских движений (национальный проект "Демография") - мероприятия по формированию приверженности здоровому образу жизни у граждан, включая мероприятия, направленные на снижение уровня потребления алкоголя и табака, профилактику репродуктивного здоровья.
Комитет является соисполнителем по рассмотрению в Государственной Думе Государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики".
Общий объем финансирования Государственной программы составит 2 313,3 мл н.р., что на 8,5% выше уровня финансирования 2021 года, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов". Администратором Государственной программы является Федеральное агентство по делам национальностей.
В указанную Государственную программу входит, в частности, федеральный проект (подпрограмма) "Совершенствование государственно-общественного партнерства в сфере государственной национальной политики и в отношении российского казачества, а также реализация государственной национальной политики в субъектах Российской Федерации, в том числе поддержка экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", ведомственный проект "Мониторинг в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений". Финансирование данного федерального проекта составит в 2022 году 1 783 мл н.р., что выше на 14,5% показателя 2021 г. - 1 555,6 мл н.р. Основное направление финансирования - субсидии на поддержку некоммерческих организаций в сфере духовно-просветительской деятельности.
Финансирование также входящего в Государственную программу ведомственного проекта "Мониторинг в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений" (ранее по данной тематике действовала подпрограмма "Профилактика экстремизма на национальной и религиозной почве") составит в 2022 году 102,2 мл н.р., что на 35% выше показателя 2021 года - 75,7 мл н.р. Основное направление финансирования - мониторинг в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений. Комитет считает обоснованным увеличение финансирования данного ведомственного проекта в силу особой важности задачи сохранения в нашей стране межнационального и межконфессионального мира и согласия и недопущения проявлений экстремизма в указанной сфере.
Комитет поддерживает увеличение финансирования упомянутых проектов, эффективная реализация которых имеет важное значение для сохранения межнационального и межрелигиозного согласия в российском обществе, сохранения традиционных духовно-нравственных ценностей российского общества.
Комитет является соисполнителем по рассмотрению в Государственной Думе Государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры".
Комитет поддерживает тот факт, что впервые в данной Государственной программе указано, что ее реализация непосредственно влияет на достижение одной из целей национального развития Российской Федерации - "Увеличение доли граждан, занимающихся волонтерской (добровольческой) деятельностью или вовлеченных в деятельность волонтерских (добровольческих) организаций, до 15 процентов".
Общий размер финансирования Государственной программы составит 146 453 мл н.р., что на 24,4% выше уровня финансирования 2021 года, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов", что заслуживает поддержки.
По комплексу процессных мероприятий "Создание условий для сохранения культурного и исторического наследия", входящих в состав Государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры", предусмотрено выделение средств на объекты религиозного назначения, являющиеся объектами культурного наследия:
проведения работ по благоустройству и музеефикации территории объекта культурного наследия "Ансамбль Новодевичьего монастыря" (г. Москва) в 2022 году на 304,8 млн рублей;
проведения ремонтно-реставрационных работ на объектах Ансамбля Донского ставропигиального мужского монастыря в 2022 - 2023 годах на 100,0 млн рублей ежегодно;
проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, входящих в состав "Ансамбль Рогожской старообрядческой общины, XIX - начало XX вв." и "Ансамбль памятников Преображенской старообрядческой общины" в размере 1,2 млр д.р. Соответствующая субсидия выделяется религиозной организации "Русская Православная старообрядческая Церковь".
Комитет полагает целесообразным включение в состав показателей (индикаторов) федерального проекта "Сохранение культурного и исторического наследия" Государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" информации о числе объектов культурного наследия, используемых, в том числе в религиозных целях, и о проведении мероприятий по их сохранению и реставрации.
Комитет также отмечает увеличение финансирования внепрограммных расходов федерального бюджета по разделу "Культура, кинематография" со 126 269 мл н.р. в 2021 г. до 154 976 мл н.р. в 2022 г., т.е. на 22,7%.
С учетом вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 1258295-7 "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов".
Председатель Комитета |
О.В. Тимофеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.