Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по физической культуре и спорту
(восьмого созыва)
по проекту федерального закона N 1258295-7 "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по физической культуре и спорту (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 1258295-7 "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
1. Общая характеристика уточненных параметров федерального бюджета
В 2022 году экономическая динамика будет формироваться под влиянием разнонаправленных факторов. Поддержку экономическому росту окажет увеличение добычи нефти в рамках сделки ОПЕК+, сдерживающим фактором станет произошедшее ужесточение денежно-кредитной политики. С учетом указанных факторов рост ВВП в 2022 году ожидается на уровне 3,0%. В 2023 - 2024 годах экономика продолжит расти темпом около 3,0% - то есть выйдет на траекторию, соответствующую национальным целям развития.
Экономический рост в среднесрочной перспективе будет основан на расширении внутреннего спроса - как потребительского, так и инвестиционного.
В 2021 - 2023 годах на фоне ожидаемого восстановления экономической активности прогнозируется рост доходов федерального бюджета в номинальном выражении с 17 852,4 млрд. рублей в 2020 году до 18 765,1 млрд. рублей в 2021 году (+5,1% к 2020 году), 20 637,5 млрд. рублей в 2022 году (+10,0% к 2021 году) и 22 262,7 млрд. рублей в 2023 году (+7,9% к 2022 году). По отношению к ВВП в 2021 году доходы сократятся с 16,7% ВВП в 2020 году до 16,2% ВВП в 2021 году, а затем будут постепенно расти до 16,6% ВВП в 2022 году и 16,8% ВВП в 2023 году.
Наблюдаемый в настоящее время компенсационный рост потребления домохозяйств объясняется как опережающей восстановительной динамикой экономической активности, так и рядом временных факторов - в частности, действующими мерами, ограничивающими международные поездки, а также разовыми выплатами, направленными на поддержку отдельных слоев населения (выплаты семьям с детьми школьного возраста, пенсионерам и военнослужащим).
В 2021 году наблюдается значительный рост поступлений НДС на фоне восстановления экономической активности после пандемии, а также действия разовых факторов, связанных с временным всплеском внутреннего спроса (в том числе с учетом сдержанной динамики зарубежного туризма и разовых выплат населению). В 2022 году действие данных временных факторов завершится, поэтому уровень поступлений вернется к траектории предыдущих периодов.
В 2022 - 2024 годах на фоне продолжения восстановления экономической активности прогнозируется рост доходов федерального бюджета в номинальном выражении с 23 782,3 млрд рублей в 2021 году до 25 021,9 млрд рублей в 2022 году (+5,2% к 2021 году), 25 540,2 млрд рублей в 2023 году (+2,1% к 2022 году) и 25 831,8 млрд рублей в 2024 году (+1,1% к 2023 году). На фоне роста ВВП и снижения нефтегазовых доходов по отношению к ВВП доходы сократятся с 19,1% ВВП в 2021 году до 18,8% ВВП в 2022 году, а затем снизятся до 18,0% ВВП в 2023 году и 17,0% ВВП в 2024 году.
2. Сведения по федеральному проекту "Спорт - норма жизни" и государственной программе Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", по которым Комитет является профильным
В рамках реализации государственной программы законопроектом предусматриваются бюджетные ассигнования федерального бюджета на реализацию федерального проекта ("Спорт - норма жизни"), входящего в состав национального проекта "Демография".
млн рублей
Наименование федерального проекта |
2021 год* |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
||||||
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
Паспорт проекта |
к Паспорту проекта на 2024 год, % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
7 |
9 |
10 |
|||
Федеральный проект "Спорт - норма жизни" |
30 437,7 |
23 516,2 |
25 129,7 |
106,9 |
16 441,0 |
16 631,0 |
101,2 |
13 965,4 |
14 196,7 |
101,7 |
Изменение параметров финансового обеспечения федерального проекта "Спорт - норма жизни" обусловлено увеличением бюджетных ассигнований на:
создание и модернизацию объектов спортивной инфраструктуры региональной собственности (муниципальной собственности) для занятий физической культурой и спортом в 2022 году на 1 613,5 млн рублей в связи с необходимостью завершения строительства объекта спорта "Многофункциональная ледовая арена по ул. Немировича-Данченко в городе Новосибирске" к проведению в 2023 году чемпионата мира по хоккею среди молодежных команд;
подготовку новых кадров и проведение повышения квалификации специалистов в сфере физической культуры и спорта в 2023 - 2024 годах на 190,0 млн рублей ежегодно в связи с необходимостью продления переподготовки и повышения квалификации кадров по физической культуре и спорту в 2023 - 2030 годах до 20 тыс. человек ежегодно;
проведение физкультурных и комплексных физкультурных мероприятий для всех категорий и групп населения, в том числе детей и учащейся молодежи (студентов), лиц средних и старших возрастных групп, инвалидов в 2022 - 2023 годах на 127,5 млн рублей ежегодно, в 2024 году на 228,8 млн рублей в связи с отнесением мероприятий по проведению Всероссийских универсиад к физкультурным мероприятиям;
уменьшением бюджетных ассигнований на развитие системы подготовки спортивного резерва в 2022 - 2023 годах на 127,5 млн рублей ежегодно, в 2024 году на 117,8 млн рублей в связи с отнесением мероприятий по проведению Всероссийских универсиад к физкультурным мероприятиям.
По мнению Комитета, изменение параметров финансового обеспечения федерального проекта ("Спорт - норма жизни"), входящего в состав национального проекта "Демография", в части увеличения бюджетных ассигнований на развитие спортивной инфраструктуры, подготовку новых кадров и проведение физкультурных мероприятий окажет положительное влияние на развитие отрасли физической культуры и спорта в целом.
Вместе с тем, в рамках федерального проекта ("Спорт - норма жизни"), входящего в состав национального проекта "Демография" так и не были предусмотрены дополнительные бюджетные ассигнования на реконструкцию объекта капительного строительства "Международный центр спортивной борьбы" в Октябрьском районе городского округа г. Уфа в размере 1,593 млрд рублей на период 2022 - 2024 годы.
Комитет неоднократно указывал на необходимость выделения дополнительных бюджетных ассигнований, в том числе в заключении к проекту федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов".
Учитывая высокую социальную значимость спортивного объекта, Комитет указывает на необходимость учета дополнительных бюджетных ассигнований на реконструкцию объекта капительного строительства "Международный центр спортивной борьбы" в Октябрьском районе городского округа г. Уфа в размере 1,593 млрд рублей на период 2022 - 2024 годы в новом проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов". На данный объект имеется проектно-сметная документация и получено положительное заключение государственной экспертизы. Кроме того, строительство спортивного объекта поддержано Главой Республики Башкортостан Р.Ф. Хабировым.
Расходы федерального бюджета в 2021 - 2024 годах на реализацию государственной программы "Развитие физической культуры и спорта" представлены в таблице.
млн рублей
Наименование |
2021 год* |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||||
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
к Законопроекту на 2023 год, % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
7 |
9 |
|||
Всего |
76 417,3 |
60 130,0 |
70 210,7 |
116,7 |
49 985,8 |
49 769,1 |
99,5 |
47 355,7 |
95,1 |
Федеральные проекты, входящие в состав национальных проектов |
34 266,6 |
23 496,5 |
25 110,0 |
106,9 |
16 420,7 |
16 610,7 |
101,2 |
14 196,7 |
85,5 |
34 266,6 |
23 496,5 |
25 110,0 |
106,9 |
16 420,7 |
16 610,7 |
101,2 |
14 196,7 |
85,5 |
|
Федеральные проекты, не входящие в состав национальных проектов |
16 098,7 |
11 868,8 |
23 250,7 |
195,8 |
8 433,6 |
12 923,9 |
153,2 |
3 638,0 |
28,1 |
"Развитие физической культуры и массового спорта" |
4 376,9 |
1 478,4 |
3 517,8 |
237,9 |
739,0 |
2 979,6 |
403,1 |
459,9 |
15,4 |
"Развитие спорта высших достижений" |
11 721,8 |
10 390,5 |
19 732,9 |
189,9 |
7 694,5 |
9 944,2 |
129,2 |
3 178,2 |
32,0 |
Комплексы процессных мероприятий |
23 566,3 |
20 342,7 |
21 463,2 |
105,5 |
21 048,0 |
20 234,6 |
96,1 |
25 896,6 |
128,0 |
"Обеспечение деятельности Министерства спорта Российской Федерации и реализация государственной политики в сфере физической культуры и спорта" |
3 599,9 |
2 899,7 |
2 993,1 |
103,2 |
2 911,3 |
3 006,3 |
103,3 |
3 020,2 |
100,5 |
"Проведение спортивных мероприятий, обеспечение подготовки спортсменов высокого класса" |
19 966,3 |
17 443,0 |
18 470,1 |
105,9 |
18 136,6 |
17 228,2 |
95,0 |
22 876,3 |
132,8 |
Резервные средства |
386,8 |
3 977,3 |
386,8 |
9,7 |
3 624,5 |
0,0 |
0,0 |
3 624,5 |
- |
Научные исследования и разработки (с 2022 года реализуются в рамках ГП "Научно-технологическое развитие Российской Федерации") |
442,7 |
444,7 |
0,0 |
0,0 |
459,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
- |
Прочие расходы, имеющие разовый характер, включая расходы на предотвращение последствий COVID-19 |
1 656,3 |
0,0 |
0,0 |
- |
0,0 |
0,0 |
- |
0,0 |
- |
------------------------------
* - показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2021 г.
------------------------------
Бюджетные ассигнования, предусмотренные на реализацию государственной программы "Развитие физической культуры и спорта", в 2022 году составят 70 210,7 млн рублей, в 2023 году - 49 769,1 млн рублей и в 2024 году - 47 355,7 млн рублей.
Предусмотренные в Законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 385-ФЗ, в 2022 году увеличены на 10 080,7 млн рублей, в 2023 году уменьшены на 216,7 млн рублей, в 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2023 год, уменьшены на 2 413,4 млн рублей.
Изменение параметров финансового обеспечения государственной программы "Развитие физической культуры и спорта" обусловлено:
по федеральному проекту "Спорт - норма жизни":
увеличением бюджетных ассигнований:
на строительство объекта спорта "Многофункциональная ледовая арена по ул. Немировича-Данченко в городе Новосибирске" к проведению в 2023 году чемпионата мира по хоккею среди молодежных команд, в 2022 году на 1 613,5 млн рублей;
на продление переподготовки и повышения квалификации кадров по физической культуре и спорту в 2023 - 2030 годах до 20 тыс. человек ежегодно, в 2023 году на 190,0 млн рублей, в 2024 году на 190,0 млн рублей;
уменьшением бюджетных ассигнований:
на финансовое обеспечение всех научных исследований и разработок гражданского назначения в связи с аккумулированием указанных расходов исключительно в рамках реализации государственной программы в области научно-технологического развития Российской Федерации, в 2022 году на 19,7 млн рублей, в 2023 году на 20,3 млн рублей;
на строительство детских спортивно-образовательных федеральных центров круглогодичного профиля с учетом необходимости приведения объемов финансирования с параметрами, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2019 года N 511 "Об осуществлении бюджетных инвестиций в проектирование и строительство объектов капитального строительства "Детский круглогодичный спортивно-оздоровительный центр, Калининградская область. 1-й этап." и "Детский круглогодичный спортивно-оздоровительный центр, Калининградская область. 2-й этап.", в 2024 году на 99,5 млн рублей;
в связи с необходимостью приведения объемов финансирования результатов указанного федерального проекта в соответствие с параметрами паспорта федерального проекта, в 2024 году на 2 314,5 млн рублей;
по федеральному проекту "Развитие физической культуры и массового спорта":
увеличением бюджетных ассигнований:
на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации ("Волейбольный центр в городе Ярославле (тренировочный, подготовительно-восстановительный блоки, здание пляжного волейбола, вспомогательные здания с инженерными коммуникациями) -1 очередь (этап), Российская Федерация, Ярославская область, г. Ярославль, пр-кт. Фрунзе)", "Реконструкция стадиона "Пищевик" на 2 000 посадочных мест по ул. Окружная, г. Беслан", "Строительство Дворца водных видов спорта в г. Иваново", в 2022 году на 1 489,4 млн рублей, в 2023 году на 1 801,1 млн рублей;
на подготовку, организацию и проведение в 2022 году в г. Владивостоке VII Международных спортивных игр "Дети Азии", в 2022 году на 70,8 млн рублей;
на финансовое обеспечение мероприятий по реализации межотраслевой программы развития студенческого спорта - в 2022 году на 479,3 млн рублей, в 2023 году на 439,5 млн рублей, уменьшением в 2024 году на 159,7 млн рублей;
уменьшением бюджетных ассигнований:
на софинансирование расходных обязательств Иркутской области по реализации мероприятий, направленных на выполнение Программы по восстановлению жилья, объектов связи, социальной, коммунальной, энергетической и транспортной инфраструктур, гидротехнических сооружений, административных зданий, поврежденных или утраченных в результате наводнения на территории Иркутской области, в 2024 году на 116,5 млн рублей в связи с завершением Программы в 2023 году;
на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации в связи с завершением строительства объектов спорта в 2023 году, в 2024 году на 2 243,7 млн рублей;
по федеральному проекту "Развитие спорта высших достижений":
увеличением бюджетных ассигнований:
на финансовое обеспечение мероприятий в части антидопингового обеспечения спортивных сборных команд Российской Федерации для осуществления отбора допинг-проб в целях тестирования российских спортсменов на уровне 11 000 проб, в 2022 году на 149,0 млн рублей, в 2023 году на 56,1 млн рублей;
на финансовое обеспечение затрат, связанных с организацией и проведением XXXII Всемирной летней универсиады 2023 года в г. Екатеринбурге, в 2022 году на 199,2 млн рублей, в 2023 году на 713,8 млн рублей;
на софинансирование расходных обязательств Свердловской области, возникающих при строительстве объектов капитального строительства, включенных в программу подготовки к проведению XXXII Всемирной летней универсиады 2023 года в г. Екатеринбурге, в связи с высокими темпами строительства и опережением графика работ, в 2022 году на 2 924,5 млн рублей и уменьшением в 2023 году на 2 924,5 млн рублей;
на финансовое обеспечение затрат, связанных с организацией и проведением 16-го Чемпионата мира ФИНА по плаванию (бассейн 25 м), в 2022 году на 270,5 млн рублей;
на финансовое обеспечение мероприятий по подготовке и проведению финального матча Лиги чемпионов UEFA сезона 2021/22 годов в 2022 году на 373,7 млн рублей;
на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с подготовкой и проведением в 2022 году в Российской Федерации чемпионата мира по волейболу FIVB, в 2022 году на 1 051,5 млн рублей;
на предоставление субсидии федеральному государственному бюджетному учреждению "Южный федеральный центр спортивной подготовки" на содержание имущества, в 2022 году на 779,7 млн рублей, в 2023 году на 779,7 млн рублей;
на предоставление субсидий бюджету Свердловской области на софинансирование расходных обязательств Свердловской области, возникающих при строительстве объектов капитального строительства, включенных в Программу подготовки к проведению XXXII Всемирной летней универсиады 2023 года в г. Екатеринбурге, в 2022 году на 3 590,5 млн рублей, в 2023 году на 3 624,5 млн рублей;
уменьшением бюджетных ассигнований:
на софинансирование мероприятий по эксплуатации стадионов в городах Волгограде, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре и Саранске в связи с завершением в 2023 году реализации Концепции наследия чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, в 2024 году на 1 026,7 млн рублей;
на реализацию комплекса мероприятий, связанных с эффективным использованием тренировочных площадок после проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации в связи с завершением в 2023 году реализации Концепции наследия чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года в 2024 году на 280,6 млн рублей;
на предоставление гранта в форме субсидии Общероссийской общественной организации "Российский футбольный союз" на финансовое обеспечение мероприятий Концепции наследия чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года в связи с завершением реализации Концепции наследия чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года в 2024 году на 237,6 млн рублей;
на финансовое обеспечение затрат, связанных с организацией и проведением XXXII Всемирной летней универсиады 2023 года в г. Екатеринбурге в связи с завершением мероприятия в 2023 году, в 2024 году на 4 462,7 млн рублей;
на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с организацией и проведением в 2022 году в Российской Федерации чемпионата мира по волейболу FIVB в связи с завершением ликвидационных мероприятий по обозначенному соревнованию в 2023 году, в 2024 году на 58,5 млн рублей;
по комплексу процессных мероприятий "Проведение спортивных мероприятий, обеспечение подготовки спортсменов высокого класса":
увеличением бюджетных ассигнований:
на обеспечение финансированием подготовки и участия российских спортсменов в XXIV Сурдлимпийских летних Играх, г. Кашиас-ду-Сул, Бразилия в связи с проведением в течение 1 календарного года Сурдлимпийским игр совместно с зимними Олимпийскими и Паралимпийскими играми, в 2022 году на 137,9 млн рублей;
на предоставление субсидии в целях выплаты вознаграждения (премии) российским спортсменам по итогам выступлений на спортивных мероприятиях, тренерам и специалистам в области физической культуры и спорта, входящим в составы спортивных сборных команд Российской Федерации, обеспечивших подготовку спортсменов - победителей и призеров спортивных мероприятий в связи с выплатой денежного вознаграждения спортсменам, тренерам и другим специалистам по итогам выступлений на XXIV летних Сурдлимпийских играх 2021 года в г. Кашиас-ду-Сул (Бразилия), в 2022 году на 1 512,4 млн рублей;
на финансирование капитального ремонта филиала ФГБОУ ВО "Уральский государственный университет физической культуры" и закупки оборудования в целях подготовки к проведению XXXII Всемирной летней универсиады 2023 года в г. Екатеринбурге, в 2022 году на 348,7 млн рублей;
уменьшением бюджетных ассигнований:
на перераспределение бюджетных ассигнований в целях предоставления субсидии федеральному государственному бюджетному учреждению "Южный федеральный центр спортивной подготовки" на содержание имущества, в 2022 году на 779,7 млн рублей, в 2023 году на 779,7 млн рублей;
на перераспределение бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мероприятий по организации и проведению национальной спортивной премии, в 2022 году на 55,3 млн рублей, 2023 году на 55,4 млн рублей;
иные структурные элементы:
увеличением бюджетных ассигнований:
на финансовое обеспечение мероприятий по организации и проведению национальной спортивной премии, в 2022 году на 55,3 млн рублей, 2023 году на 55,4 млн рублей;
резервные средства:
увеличением бюджетных ассигнований:
на распределение бюджетных ассигнований на реализацию отдельных мероприятий в сфере физической культуры и спорта в рамках исполнения отдельных решений Правительства Российской Федерации и Президента Российской Федерации в 2024 году на 3 624,5 млн рублей;
уменьшением бюджетных ассигнований:
на создание объектов XXXII Всемирной летней универсиады 2023 года в г. Екатеринбурге в 2022 году на 3 590,5 млн рублей, в 2023 году на 3 624,5 млн рублей;
иные расходы, перешедшие в другие государственные программы:
уменьшением бюджетных ассигнований:
на финансовое обеспечение всех научных исследований и разработок гражданского назначения исключительно в рамках реализации государственной программы в области научно-технологического развития Российской Федерации, в 2022 году на 444,7 млн рублей, в 2023 году на 459,1 млн рублей.
По результатам рассмотрения паспорта государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" целесообразно сделать вывод о том, что перераспределение денежных средств в части увеличения финансирования отдельных мероприятий в отрасли физической культуры и спорта позволит ускорить формирование спортивной инфраструктуры в субъектах Российской Федерации. Вместе с тем, Комитет обращает внимание Правительства Российской Федерации на необходимость учета следующих предложений:
1. Учитывая положительные результаты механизма государственно-частного и муниципально-частного партнерства за 2018 - 2020 годы, необходимо предусмотреть в федеральном бюджете денежные средства в объеме не менее 1,5 млрд рублей на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов в целях реализации мероприятий по субсидированию проектов в сфере физической культуры и спорта. Расширение применения практики государственно-частного партнерства для создания спортивных объектов позволит не только обеспечить ввод новых объектов спорта повысить уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями, но также создаст условия, для доступности спортивных объектов и услуг для льготных категорий населения.
2. Следует рассмотреть вопрос о финансировании проекта "Земский тренер", а также проекта "Сельская инфраструктура".
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации N Пр-2397 от 22 ноября 2019 года Правительству в срок до 20 апреля 2020 года было поручено разработать и утвердить подпрограмму "Спорт на селе" государственной программы "Развитие физической культуры и спорта". Вместе с тем, до настоящего времени указанное поручение не исполнено.
По мнению Комитета, эффективной мерой развития спорта на селе может стать проект "Земский тренер" (на примере программы "Земский доктор", "Земский учитель"), а также проект "Сельская инфраструктура". Указанные проекты предполагают создание условий для привлечения квалифицированных тренеров на работу в сельскую местность и малые города, а также размещение быстровозводимых и малобюджетных объектов спорта, в том числе открытых плоскостных сооружений. По предварительной оценке Министерства спорта Российской Федерации, на реализацию названных проектов дополнительно потребуется около 10,9 млрд рублей.
3. Во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации N Пр-1760 от 30 октября 2020 года принят Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части гармонизации законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте и законодательства Российской Федерации об образовании), предусматривающий отнесение организаций, реализующих программы спортивной подготовки к организациям дополнительного образования спортивной направленности, что предполагает получение всеми спортивными школами образовательных лицей, а также наделение тренеров правами и обязанностями педагогических работников, что соответственно предоставляет тренерам-преподавателям дополнительные социальные гарантии и компенсации. Вступление указанных изменений в силу запланировано на 1 января 2023 года.
Вместе с тем, субъекты Российской Федерации при принятии региональных бюджетов не закладывали дополнительные расходные обязательства, возникающие в связи с вступлением в силу названного федерального закона, в связи с чем, потребуется дополнительные бюджетные ассигнования федерального бюджета. Объем затрат субъектов Российской Федерации на реализацию федерального закона до настоящего времени не определен Министерством спорта Российской Федерации.
Реализация указанных Комитетом предложений может стать одним из эффективных механизмов достижения целевых показателей, заложенных в Указе Президента Российской Федерации N 474 от 21 июля 2020 года "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", в части увеличения доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом - 70 процентов.
Кроме того, Комитет считает необходимым обратить внимание на недопустимость нарушений при использовании бюджетных ассигнований, направляемых в рамках государственных программ.
Так, в соответствии с отчетом Счетной палаты Российской Федерации за 2020 год по результатам контрольных мероприятий выявлены следующие нарушения:
1. В части аудита спорта была проведена проверка использования бюджетных средств, направленных на подготовку и проведение XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске в 2018 - 2019 годах.
По результатам контрольного мероприятия, проведённого совместно с Минспортом России, Счетная палата Российской Федерации выявила ряд существенных недостатков и нарушений, которые рекомендовала Минспорту России учесть при подготовке летней Универсиады 2023 года в г. Екатеринбурге.
Установлено значительное превышение фактических расходов над первоначально определенной потребностью (на 53%), что свидетельствует о слабой проработке ресурсного обеспечения мероприятий Универсиады. Расходы краевого бюджета увеличились почти в три раза, что привело к росту госдолга Красноярского края.
Из 34 объектов Универсиады 21 введен с нарушением сроков, а 3 - после окончания игр. Несоблюдение сроков сдачи объектов указывает на недостаточный контроль Минспорта России и других ответственных исполнителей за ходом строительства.
Выявлены нарушения при использовании бюджетных средств, направленных на создание объектов Универсиады. В основном они связаны с закупками и выполнением контрактов. Часть нарушений содержит признаки ущерба экономическим интересам государства на сумму 108,4 млн рублей.
2. Также Счетной палатой осуществлен анализ доступности физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг по итогам которого подготовлен отчет "Оценка доступности в 2018 - 2019 годах и истекшем периоде 2020 года физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг".
Контрольное мероприятие показало, что реализация Стратегии развития физкультуры и спорта в России до 2020 года не достигла одной из ключевых целей - сделать массовый спорт доступным для всех групп населения.
Как показал анализ Счетной палаты, высокая стоимость спортивно-оздоровительных услуг и недостаточно развитая сеть физкультурно-спортивных организаций являются основными препятствиями для развития массового спорта.
На начало 2020 года фактический уровень обеспеченности граждан спортивными сооружениями в целом по России составил 55,7%. При этом в регионах наблюдается существенная дифференциация этого показателя: минимальный уровень - в республиках Ингушетия (16,6%), Дагестан (28,5%), Крым (32,5%) и Московской области (30,4%). Таким образом, рост числа спортивных сооружений в целом по стране не решает проблему физической доступности спортивной инфраструктуры для занятий массовым спортом в ряде регионов.
Остро стоит проблема доступности спортивных занятий для лиц с ограниченными возможностями. Под их потребности адаптировано только 27,5% существующих спортивных объектов. К 2030 году Минспорт России планирует увеличить количество таких объектов до 38%. При этом в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" должен быть обеспечен беспрепятственный доступ для инвалидов ко всем физкультурно-спортивным объектам и к предоставляемым в них услугам. Таким образом, отмечается риск неисполнения указанных требований к 2030 году.
Анализ финансовой доступности спортивных занятий показал, что в 2019 году занятия в бассейне без тренера были не доступны для 56% населения, с тренером - для 75%, занятия в тренажерном зале не могли себе позволить 60%, а с тренером - более 80% граждан.
В ходе мероприятия также выявлены существенные расхождения данных статотчетности Минспорта России, характеризующих достижение ключевых целевых показателей в сфере физкультуры и спорта. Так, по данным Минспорта России, число занимавшихся физкультурой и спортом в 2018 году в возрасте 15-18 лет на 194 тыс. человек превысило фактическую численность граждан России этого возраста согласно сведениям Росстата.
3. Общие выводы
Анализ представленных в законопроекте расходов позволяет сделать следующие выводы:
1. По мнению Комитета, разрабатываемые системные меры государственной поддержки и экономические стимулы в сфере физической культуры и спорта, принятие Стратегии развития спортивной индустрии до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2019 года N 1188-р, синхронизация отраслевых документов стратегического планирования в области физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации окажут положительное влияние на обеспечение достижения национальных целей в области демографии, образования, цифровизации, развития науки, повышения качества жизни населения.
2. По результатам оценки паспорта государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", а также сводной информации по указанной государственной программе, целесообразно сделать вывод о том, что перераспределение денежных средств в части увеличения финансирования отдельных мероприятий в отрасли физической культуры и спорта позволит ускорить формирование спортивной инфраструктуры в субъектах Российской Федерации.
3. Настоящий проект федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов способствует достижению целевого показателя об увеличении доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70 процентов, предусмотренного Указом Президента РФ от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
4. При доработке проекта федерального закона о федеральном бюджете Комитет предлагает учесть следующие предложения.
4.1. Изменение параметров финансового обеспечения государственной программы "Развитие физической культуры и спорта" в части увеличения бюджетных ассигнований направляемых на подготовку и проведение XXXII Всемирной летней универсиады 2023 года в г. Екатеринбурге позволяет сделать вывод о том, опыт проведения предыдущей XXIX Всемирной зимней универсиады в г. Красноярске в части увеличения итоговой стоимости прошлого проекта на 53% к первоначальной заявленной стоимости подготовки и проведения мероприятия не был учтен.
С учетом изложенного, Комитет обращает внимание на необходимость планирования расходов на проведение XXXII Всемирной летней универсиады 2023 года в г. Екатеринбурге только при наличии проекторной и иной документации, подтверждающей реальную потребность в строительстве спортивных объектов и возможность их дальнейшего содержания и эффективного использования со стороны региона.
4.2. В рассматриваемом проекте федерального закона предусмотреть финансирование проектов "Земский тренер" и "Сельская инфраструктура" в 2023 - 2024 годах в рамках подпрограммы "Спорт на селе". Выделение средств позволит осуществить мероприятия по привлечению кадров в области спорта к работе в сельской местности и малых городах, а, следовательно, обеспечит полноценные возможности для развития физической культуры и спорта в сельской местности.
4.3. В законопроекте в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" и федерального проекта "Спорт - норма жизни" национального проекта "Демография" предусмотреть бюджетные ассигнования на период 2022 - 2024 годы на реконструкцию объекта "Международный центр спортивной борьбы" в Октябрьском районе городского округа г. Уфа в размере 1,593 млрд рублей.
4.4. Учитывая положительные результаты механизма государственно-частного и муниципально-частного партнерства за 2018 - 2020 годы, необходимо предусмотреть в федеральном бюджете денежные средства в объеме не менее 1,5 млрд рублей на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов в целях реализации мероприятий по субсидированию проектов в сфере физической культуры и спорта. Указанные мероприятия позволят дополнительно привлечь около 8 млрд рублей из внебюджетных источников.
4.5. Необходимо предусмотреть бюджетные ассигнования на период 2022 - 2024 годы на дополнительные затраты субъектов Российской Федерации, которые возникнут в свете реализации положений Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части гармонизации законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте и законодательства Российской Федерации об образовании. Объем затрат субъектов Российской Федерации на реализацию федерального закона до настоящего времени не определен Министерством спорта Российской Федерации.
5. Комитет обращает внимание на недопустимость нарушений при расходовании бюджетных ассигнований, выявляемых Счетной палатой Российской Федерации по результатам плановых контрольных мероприятий, и полагает необходимым рекомендовать Правительству Российской Федерации принять меры по обеспечению исполнения обязательств в отношении использования направляемых денежных средств в рамках государственных программ и федеральных проектов на развитие отрасли физической культуры и спорта.
6. Отмечая низкий уровень взаимодействия Правительства Российской Федерации с Комитетом при подготовке и рассмотрении проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов и в целях повышения межведомственного взаимодействия при последующем планировании и обсуждении федерального бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, Комитет рекомендует Правительству Российской Федерации обеспечить проведение следующих мероприятий:
- осуществление совместной предварительной работы между Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, депутатами Государственной Думы по планированию федерального бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов в части государственных программ и федеральных проектов, по которым Комитет является ответственным;
- проведение мероприятий по обсуждению основных положений федерального бюджета в части государственных программ и федеральных проектов, по которым Комитет является ответственным, на стадии формирования;
- обеспечение проведения нулевых чтений проектов федеральных законов о федеральном бюджете в части государственных программ и федеральных проектов по профилю Комитета на площадке Государственной Думы Российской Федерации в период мае - июне 2022 года;
- проработать с членами Комитета возможность перераспределения бюджетных средств в рамках реализации Государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" в целях финансирования спортивных объектов на плановый период 2022 - 2023 годов с учетом обоснованных предложений членов Комитета, в том числе содержащихся в настоящем заключении.
7. На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи поддерживает проект федерального закона N 1258295-7 "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", внесенный Правительством Российской Федерации, с учетом указанных замечаний и предложений.
Председатель Комитета |
Д.А. Свищев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.