Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по просвещению
на проект федерального закона N 1258295-7 "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" (внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Комитет рассмотрел проект федерального закона N 1258295-7 "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" в части финансирования сферы просвещения и образования: раздел бюджетной классификации 07 Образование (за исключением подраздела 07 07), а также государственную программу Российской Федерации 02 "Развитие образования".
Комитет считает сферу образования, несмотря на ее внешнюю устойчивость и гибкость, уязвимой для комплекса негативных обстоятельств, сложившихся в период коронавирусной инфекции. Отсроченный характер проявления результатов деятельности в сферах образования не делает вопросы их приоритетного финансирования менее важными, чем предотвращение негативных процессов в сфере экономики.
Общие требования к структуре и содержанию закона о бюджете установлены статьей 184.1 Бюджетного кодекса и применительно к федеральному бюджету конкретизируются статьями 199 и 205 Бюджетного кодекса, в частности установлен перечень основных характеристик федерального бюджета, утверждаемых федеральным законом о федеральном бюджете (общий объем доходов, общий объем расходов, дефицит (профицит) бюджета).
Основные характеристики Законопроекта сформированы на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее - прогноз). Среди основных предпосылок базового прогноза относительно внешнеэкономических условий:
снижение влияния на экономическую активность распространения новой коронавирусной инфекции в результате активизации процесса массовой вакцинации;
активный восстановительный рост мирового ВВП (6,0% и 4,6% в 2021 - 2022 годах соответственно) с последующим возвратом показателя -
по мере нормализации макроэкономической политики в крупнейших странах -
к уровню, который наблюдался до пандемии (3,3% и 3,2% в 2023 - 2024 годах соответственно);
сохранение на протяжении всего прогнозного периода ограничительных мер, принятых иностранными государствами в отношении России.
Основные характеристики федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные характеристики федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
млрд рублей
Наименование |
2020 год (отчет) |
2021 год (оценка*) |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||||
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
к законопроекту на 2023 год, % |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
8 |
10 |
|||
Доходы, всего |
18 719,1 |
23 782,3 |
20 637,5 |
25 021,9 |
121,2 |
22 262,7 |
25 540,2 |
114,7 |
25 831,8 |
101,1 |
%% к ВВП |
17,5 |
19,1 |
16,6 |
18,8 |
|
16,8 |
18,0 |
|
17,0 |
|
Расходы, всего |
22 821,6 |
24 058 |
21 885,0 |
23 694,2 |
108,3 |
23 671,3 |
25 241,1 |
106,6 |
26 354,4 |
104,4 |
%% к ВВП |
21,3 |
19,3 |
17,6 |
17,8 |
|
17,8 |
17,8 |
|
17,4 |
|
в том числе условно утвержденные |
|
|
547,1 |
|
|
1 183,6 |
631,0 |
53,3 |
1 317,7 |
208,8 |
%% к общему объему расходов |
|
|
2,5 |
|
|
5,0 |
2,5 |
|
5,0 |
|
Дефицит (-) / Профицит (+) |
-4 102,5 |
-275,7 |
-1 247,5 |
1 327,7 |
- |
-1 408,6 |
299,1 |
- |
-522,7 |
- |
%% к ВВП |
3,8 |
0,2 |
1,0 |
1,0 |
|
1,1 |
0,2 |
|
0,3 |
|
Ненефтегазовый дефицит |
-9 337,7 |
-8 741,9 |
-8 131,8 |
-8 214,9 |
101,0 |
-8 898,4 |
-8 895,5 |
100,0 |
-9 087,2 |
101,4 |
%% к ВВП |
8,7 |
7,0 |
6,5 |
6,2 |
|
6,7 |
6,3 |
|
6,0 |
|
------------------------------
* - с учетом дополнительных расходов в пределах превышения оценки объема ненефтегазовых доходов в соответствии с прогнозом социально-экономического развития над объемом ненефтегазовых доходов учтенных при формировании Закона N 385-ФЗ и без учета перенесенных остатков 2020 года
------------------------------
Структура доходов федерального бюджета на период 2021 - 2024 годов представлена в таблице 2.
Таблица 2
Доходы федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
млрд рублей
Показатель |
2021 год (оценка) |
|||
2022 год |
2023 год |
2024 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Доходы, всего |
23 782,3 |
25 021,9 |
25 540,2 |
25 831,8 |
в %% к ВВП |
19,1 |
18,8 |
18,0 |
17,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
Нефтегазовые доходы |
8 466,3 |
9 542,6 |
9 194,6 |
8 564,6 |
в %% к ВВП |
6,8 |
7,2 |
6,5 |
5,7 |
в том числе: |
|
|
|
|
Базовые нефтегазовые доходы |
5 893,2 |
6 145,0 |
6 483,8 |
6 467,9 |
в %% к ВВП |
4,7 |
4,6 |
4,6 |
4,3 |
Дополнительные нефтегазовые доходы |
2 573,0 |
3 397,7 |
2 710,8 |
2 096,7 |
в %% к ВВП |
2,1 |
2,5 |
1,9 |
1,4 |
Ненефтегазовые доходы |
15 316,1 |
15 479,3 |
16 345,6 |
17 267,2 |
в %% к ВВП |
12,3 |
11,6 |
11,5 |
11,4 |
Доля в общем объеме доходов, % |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
Нефтегазовые доходы |
35,6 |
38,1 |
36,0 |
33,2 |
Ненефтегазовые доходы |
64,4 |
61,9 |
64,0 |
66,8 |
Темпы прироста доходов в номинальном выражении к предыдущему году, % |
+27,0 |
+5,2 |
+2,1 |
+1,1 |
Прогнозируемые на 2022 год доходы федерального бюджета превысят уточненную оценку поступлений доходов на 2021 год на 1 239 594,3 млн рублей, превышение прогноза доходов на 2023 год над прогнозом на 2022 год составит 518 279,2 млн рублей, а превышение прогноза на 2024 год над прогнозом на 2023 год - 291 566,9 млн рублей (таблица 3.).
Динамика доходов федерального бюджета в 2022 - 2024 годах
Таблица 3
млрд рублей
Показатель |
2021 год (оценка) |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||
Отклонение (год к году) |
Отклонение (год к году) |
Отклонение (год к году) |
|||||
1 |
2 |
3 |
5 |
7 |
|||
Доходы, всего |
23 782,3 |
25 021,9 |
1 239,6 |
25 540,2 |
518,3 |
25 831,8 |
291,6 |
в %% к ВВП |
19,1 |
18,8 |
-0,3 |
18,0 |
-0,8 |
17,0 |
-1,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
Нефтегазовые доходы |
8 466,3 |
9 542,6 |
1 076,4 |
9 194,6 |
-348,0 |
8 564,6 |
-630,0 |
в %% к ВВП |
6,8 |
7,2 |
0,4 |
6,5 |
-0,7 |
5,7 |
-0,8 |
из них базовые нефтегазовые доходы |
5 893,2 |
6 145,0 |
251,7 |
6 483,8 |
338,8 |
6 467,9 |
-15,9 |
Ненефтегазовые доходы |
15 316,1 |
15 479,3 |
163,2 |
16 345,6 |
866,3 |
17 267,2 |
921,6 |
в %% к ВВП |
12,3 |
11,6 |
-0,7 |
11,5 |
-0,1 |
11,4 |
-0,1 |
Связанные с внутренним производством |
7 729,2 |
7 946,9 |
217,6 |
8 545,5 |
598,7 |
9 171,8 |
626,2 |
НДС внутренний 1 |
5 326,7 |
5 270,6 |
-56,1 |
5 793,0 |
522,4 |
6 311,4 |
518,4 |
Акцизы |
982,0 |
1 041,9 |
59,8 |
1 052,4 |
10,5 |
1 066,7 |
14,3 |
Налог на прибыль |
1 339,1 |
1 447,4 |
108,3 |
1 505,1 |
57,6 |
1 589,9 |
84,8 |
НДФЛ |
81,4 |
186,9 |
105,6 |
195,1 |
8,2 |
203,8 |
8,7 |
Связанные с импортом |
4 565,7 |
4 642,7 |
77,0 |
4 887,8 |
245,1 |
5 141,7 |
253,9 |
НДС ввозной 2 |
3 611,2 |
3 673,2 |
62,1 |
3 868,4 |
195,2 |
4 071,2 |
202,7 |
Акцизы |
128,0 |
140,3 |
12,3 |
146,3 |
6,0 |
152,4 |
6,1 |
Ввозные пошлины |
826,5 |
829,2 |
2,7 |
873,1 |
43,9 |
918,2 |
45,1 |
Прочее |
3 021,1 |
2 889,7 |
-131,4 |
2 912,3 |
22,6 |
2 953,7 |
41,4 |
------------------------------
1 НДС внутренний - НДС на товары, (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации
2 НДС ввозной - НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации
------------------------------
Общие подходы к формированию объема и структуры расходов федерального бюджета
Формирование бюджетных ассигнований на 2022 и 2023 годы осуществляется на основе бюджетных ассигнований, утвержденных Законом N 385-ФЗ, бюджетные ассигнования 2024 года приняты равными утвержденным Законом N 385-ФЗ на 2023 год (далее - законодательно установленный объем бюджетных ассигнований).
Расходы федерального бюджета в 2022 - 2024 годах по разделам классификации расходов бюджетов представлены в таблице 4.
Таблица 4.
млн рублей
Наименования разделов |
2021 год (оценка*) |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||||
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
к законопроекту на 2023 год, % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
7 |
9 |
|||
ВСЕГО |
23 431 933,7 |
21 884 992,1 |
23 694 227,5 |
108,3 |
23 671 297,9 |
25 241 076,0 |
106,6 |
26 354 401,3 |
104,4 |
Условно утвержденные |
|
547 124,8 |
|
|
1 183 564,9 |
631 026,9 |
|
1 317 720,1 |
|
%% к общему объему расходов |
|
2,5 |
|
|
5,0 |
2,5 |
|
5,0 |
|
ВСЕГО (без учета условно утвержденных) |
23 431 933,7 |
21 337 867,3 |
23 694 227,5 |
111,0 |
22 487 733,0 |
24 610 049,1 |
109,4 |
25 036 681,3 |
101,7 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Общегосударственные вопросы |
1 903 016,0 |
1 458 103,6 |
1 885 527,8 |
129,3 |
1 611 815,7 |
1 767 869,5 |
109,7 |
1 735 200,6 |
98,2 |
%% к ВВП |
1,5 |
1,2 |
1,4 |
|
1,2 |
1,2 |
|
1,1 |
|
доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных) |
8,1 |
6,8 |
8,0 |
|
7,2 |
7,2 |
|
6,9 |
|
Национальная оборона |
3 381 400,1 |
3 227 242,5 |
3 510 419,6 |
108,8 |
3 258 459,1 |
3 557 223,3 |
109,2 |
3 811 777,5 |
107,2 |
%% к ВВП |
2,7 |
2,6 |
2,6 |
|
2,5 |
2,5 |
|
2,5 |
|
доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных) |
14,4 |
15,1 |
14,8 |
|
14,5 |
14,5 |
|
15,2 |
|
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
2 384 416,2 |
2 406 014,6 |
2 799 995,6 |
116,4 |
2 543 621,4 |
2 902 670,4 |
114,1 |
3 008 141,6 |
103,6 |
%% к ВВП |
1,9 |
1,9 |
2,1 |
|
1,9 |
2,0 |
|
2,0 |
|
доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных) |
10,2 |
11,3 |
11,8 |
|
11,3 |
11,8 |
|
12,0 |
|
Национальная экономика |
3 613 767,8 |
2 973 925,7 |
3 461 888,1 |
116,4 |
3 093 861,9 |
3 573 135,2 |
115,5 |
3 528 545,7 |
98,8 |
%% к ВВП |
2,9 |
2,4 |
2,6 |
|
2,3 |
2,5 |
|
2,3 |
|
доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных) |
15,4 |
13,9 |
14,6 |
|
13,8 |
14,5 |
|
14,1 |
|
Жилищно-коммунальное хозяйство |
455 134,4 |
308 977,0 |
463 041,4 |
149,9 |
426 610,9 |
545 280,6 |
127,8 |
398 544,1 |
73,1 |
%% к ВВП |
0,4 |
0,2 |
0,3 |
|
0,3 |
0,4 |
|
0,3 |
|
доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных) |
1,9 |
1,4 |
2,0 |
|
1,9 |
2,2 |
|
1,6 |
|
Охрана окружающей среды |
379 944,2 |
358 018,9 |
479 584,2 |
134,0 |
382 685,2 |
448 120,8 |
117,1 |
420 003,7 |
93,7 |
%% к ВВП |
0,3 |
0,3 |
0,4 |
|
0,3 |
0,3 |
|
0,3 |
|
доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных) |
1,6 |
1,7 |
2,0 |
|
1,7 |
1,8 |
|
1,7 |
|
Образование |
1 147 428,3 |
1 068 479,5 |
1 237 008,4 |
115,8 |
1 108 282,1 |
1 270 875,0 |
114,7 |
1 313 990,1 |
103,4 |
%% к ВВП |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
|
0,8 |
0,9 |
|
0,9 |
|
доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных) |
4,9 |
5,0 |
5,2 |
|
4,9 |
5,2 |
|
5,2 |
|
Культура, кинематография |
154 991,0 |
126 269,3 |
154 976,2 |
122,7 |
122 785,6 |
153 925,1 |
125,4 |
155 563,5 |
101,1 |
%% к ВВП |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
|
0,1 |
0,1 |
|
0,1 |
|
доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных) |
0,7 |
0,6 |
0,7 |
|
0,5 |
0,6 |
|
0,6 |
|
Здравоохранение |
1 362 311,3 |
1 139 197,6 |
1 245 485,4 |
109,3 |
1 108 680,0 |
1 211 511,3 |
109,3 |
1 234 799,6 |
101,9 |
%% к ВВП |
1,1 |
0,9 |
0,9 |
|
0,8 |
0,9 |
|
0,8 |
|
доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных) |
5,8 |
5,3 |
5,3 |
|
4,9 |
4,9 |
|
4,9 |
|
Социальная политика |
6 208 824,0 |
5 762 461,4 |
5 837 812,4 |
101,3 |
6 073 818,3 |
6 275 812,3 |
103,3 |
6 342 367,2 |
101,1 |
%% к ВВП |
5,0 |
4,6 |
4,4 |
|
4,6 |
4,4 |
|
4,2 |
|
доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных) |
26,5 |
27,0 |
24,6 |
|
27,0 |
25,5 |
|
25,3 |
|
Физическая культура и спорт |
81 386,7 |
64 484,9 |
74 863,3 |
116,1 |
54 158,7 |
54 267,1 |
100,2 |
51 956,6 |
95,7 |
%% к ВВП |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
|
0,04 |
0,04 |
|
0,03 |
|
доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных) |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
|
0,2 |
0,2 |
|
0,2 |
|
Средства массовой информации |
110 115,4 |
102 393,1 |
115 314,9 |
112,6 |
102 794,8 |
107 704,9 |
104,8 |
107 885,0 |
100,2 |
%% к ВВП |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
|
0,1 |
0,1 |
|
0,1 |
|
доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных) |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
|
0,5 |
0,4 |
|
0,4 |
|
Обслуживание государственного (муниципального) долга |
1 156 852,7 |
1 365 145,6 |
1 403 356,7 |
102,8 |
1 610 956,4 |
1 702 291,1 |
105,7 |
1 861 759,6 |
109,4 |
%% к ВВП |
0,9 |
1,1 |
1,1 |
|
1,2 |
1,2 |
|
1,2 |
|
доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных) |
4,9 |
6,4 |
5,9 |
|
7,2 |
6,9 |
|
7,4 |
|
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации |
1 092 345,7 |
977 153,6 |
1 024 953,3 |
104,9 |
989 202,8 |
1 039 362,6 |
105,1 |
1 066 146,3 |
102,6 |
%% к ВВП |
0,9 |
0,8 |
0,8 |
|
0,7 |
0,7 |
|
0,7 |
|
доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных) |
4,7 |
4,6 |
4,3 |
|
4,4 |
4,2 |
|
4,3 |
|
------------------------------
* - показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2021 г.
------------------------------
Комитет считает, что:
1. Объем бюджетных ассигнований в части финансирования сферы образования, предусматриваемый Законопроектом, по ряду направлений не обеспечивает приоритетности и не соответствует необходимым темпам развития Российской Федерации в указанных сферах.
2. Для сферы образования в силу недофинансирования существуют серьезные риски не достижения показателей по важнейшим задачам развития, таким как:
создавать новые школьные места, удовлетворяющие современным требованиям, за счет строительства новых школ, капитального ремонта и реконструкции действующих школ.
Охват дополнительным образованием детей соответствующего возраста.
При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов Комитет предлагает рассмотреть возможности:
1) обеспечения выполнения постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 23 июля 2019 года N 6683-7 ГД, в котором, в частности, рекомендовалось разработать комплекс мероприятий и сформировать совместно с субъектами Российской Федерации "дорожные карты", гарантирующие минимальный размер оплаты труда за одну ставку в размере не менее 70 процентов от средней заработной платы по экономике региона и его фиксацию в трудовых договорах с каждым учителем и воспитателем детского сада, проработав одновременно механизмы оказания регионам финансовой поддержки в случае недостаточности у них собственных средств;
2) решения задачи финансового обеспечения полного подключения образовательных организаций к высокоскоростной сети Интернет.
В связи с изложенным, при дальнейшем рассмотрении законопроекта Комитет считает необходимым рассмотреть вопрос о выделении дополнительных бюджетных ассигнований для:
выполнения поручения Президента строительство до конца 2024 года не менее 1300 школ в рамках реализации национального проекта "Образование";
реализацию мер, направленных на предупреждение формирования третьих смен в образовательных организациях общего образования:
обеспечения доступности дополнительного образования, достижения показателей, указанных в соответствующем Указе Президента России, доведения объема средств до уровня, предусмотренного паспортом приоритетного проекта "Доступное образование для детей".
На основе совокупности рассмотренных материалов,
Комитет решил:
рекомендовать проект федерального закона N 1258295-7 "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" к принятию Государственной Думой в первом чтении и учесть при его подготовке ко второму чтению отраженные в настоящем заключении замечания и предложения.
Председатель Комитета |
О.М. Казакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.