Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел "Образование"
Бюджетные ассигнования по разделу "Образование" в 2022 году составят 1 237 008,4 млн рублей, в 2023 году - 1 270 875,0 млн рублей и в 2024 году - 1 313 990,1 млн рублей.
По отношению к объему ВВП соответствующего года доля расходов раздела "Образование" составит в 2022 - 2024 годах - 0,9 процента.
Доля в общем объеме расходов федерального бюджета по разделу "Образование" в 2022 - 2024 годах по сравнению с 2021 годом (4,9%) увеличится и составит 5,2% ежегодно.
Предусмотренные в Законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 385-ФЗ, увеличены в 2022 году на 168 528,9 млн рублей, в 2023 году на 162 592,9 млн рублей, в 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2023 год, на 43 115,1 млн рублей.
Наряду с общими подходами к формированию Законопроекта на изменение расходов по разделу "Образование" (в 2022 - 2023 годах по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 385-ФЗ, в 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2023 год) повлияло:
Программная структура расходов федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
В соответствии с перечнем государственных программ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 года N 1950-р, государственные программы сгруппированы по 8 основным направлениям (таблица 5.).
Таблица 5
млн рублей
Наименование |
2021 год* |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||||
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
к Законопроекту на 2023 год, % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
7 |
9 |
|||
Расходы на реализацию государственных программ, всего |
18 839 255,9 |
16 836 778,6 |
18 592 978,4 |
110,4 |
17 725 261,4 |
19 063 259,2 |
107,5 |
19 400 728,0 |
101,7 |
в том числе по направлениям: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
I. Сохранение населения, здоровье и благополучие людей (5 программ) |
3 869 967,4 |
3 223 915,7 |
3 418 607,1 |
106,0 |
3 325 401,5 |
3 563 982,1 |
107,1 |
3 747 445,7 |
105,1 |
II. Возможности для самореализации и развития талантов (4 программы), без закрытой части |
575 879,1 |
458 257,4 |
671 464,9 |
146,5 |
478 098,8 |
679 025,1 |
142,0 |
694 215,6 |
102,2 |
III. Комфортная и безопасная среда для жизни (7 программ), без закрытой части |
3 061 938,3 |
2 837 782,5 |
3 144 584,6 |
110,8 |
3 019 162,2 |
3 264 736,9 |
108,1 |
3 222 518,3 |
98,7 |
IV. Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство (8 программ) |
2 739 983,1 |
2 246 166,3 |
2 659 361,9 |
118,3 |
2 515 562,0 |
2 728 373,1 |
108,4 |
2 909 305,1 |
106,6 |
V. Развитие науки, промышленности и технологий (8 программ), без закрытой части |
1 884 988,7 |
1 799 195,1 |
2 025 432,3 |
112,5 |
1 844 438,0 |
2 087 923,4 |
113,2 |
2 134 036,4 |
102,2 |
VI. Цифровая трансформация (2 программы) |
288 944,7 |
325 141,6 |
381 056,8 |
117,2 |
305 161,1 |
360 768,1 |
118,2 |
354 071,7 |
98,1 |
VII. Сбалансированное региональное развитие (6 программ) |
1 209 563,2 |
1 123 911,9 |
1 198 122,6 |
106,6 |
1 209 957,6 |
1 265 810,5 |
104,6 |
1 227 972,5 |
97,0 |
VIII. Обеспечение национальной безопасности и международного сотрудничества (9 программ), без закрытой части |
2 013 041,4 |
1 918 160,1 |
2 065 298,9 |
107,7 |
2 144 088,1 |
2 292 367,7 |
106,9 |
2 280 389,8 |
99,5 |
Завершенная государственная программа Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности" |
95 235,8 |
89 154,6 |
0,0 |
0,0 |
92 415,5 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
- |
Расходы на реализацию государственных программ (закрытая часть) |
3 099 714,1 |
2 815 093,5 |
3 029 049,3 |
107,6 |
2 790 976,6 |
2 820 272,3 |
101,0 |
2 830 772,8 |
100,4 |
------------------------------
* - показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2021 г.
------------------------------
Государственная программа "Развитие образования"
Расходы федерального бюджета в 2021 - 2024 годах на реализацию государственной программы "Развитие образования" представлены в таблице 6.
Таблица 6
млн рублей
Наименование |
2021 год* |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||||
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
к Законопроекту на 2023 год, % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
7 |
9 |
|||
Всего |
424 944,5 |
338 407,8 |
469 721,3 |
138,8 |
359 731,5 |
472 394,9 |
131,3 |
486 371,8 |
102,9 |
Федеральные проекты, входящие в состав национальных проектов |
215 452,1 |
138 280,4 |
184 692,6 |
133,5 |
165 676,2 |
196 322,1 |
118,4 |
207 448,0 |
105,6 |
3 000,0 |
3 000,0 |
15 000,0 |
500,0 |
3 000,0 |
13 000,0 |
433,3 |
13 008,0 |
100,1 |
|
1 539,5 |
2 500,0 |
2 500,0 |
100,0 |
3 936,3 |
3 936,3 |
100,0 |
4 000,0 |
101,6 |
|
"Искусственный интеллект" |
286,3 |
469,1 |
469,1 |
100,0 |
437,8 |
437,8 |
100,0 |
425,2 |
97,1 |
106 460,3 |
83 576,2 |
98 907,0 |
118,3 |
116 367,9 |
120 219,6 |
103,3 |
134 714,6 |
112,1 |
|
11 323,3 |
10 743,3 |
10 879,5 |
101,3 |
9 473,6 |
9 631,5 |
101,7 |
9 839,6 |
102,2 |
|
16 810,9 |
12 135,6 |
12 421,8 |
102,4 |
11 915,8 |
12 194,8 |
102,3 |
15 238,7 |
125,0 |
|
12,3 |
0,0 |
0,0 |
- |
0,0 |
0,0 |
- |
0,0 |
- |
|
"Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" |
7 900,0 |
7 421,1 |
7 930,8 |
106,9 |
6 811,7 |
10 166,3 |
149,2 |
7 209,6 |
70,9 |
14 056,2 |
8 174,4 |
19 609,2 |
239,8 |
6 200,0 |
14 603,8 |
235,5 |
13 739,6 |
94,0 |
|
8 915,0 |
2 292,8 |
10 373,9 |
452,4 |
2 070,0 |
3 929,4 |
189,8 |
4 100,7 |
104,4 |
|
"Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" |
3 816,0 |
3 700,4 |
4 903,8 |
132,5 |
3 694,4 |
4 900,4 |
132,6 |
4 909,8 |
100,1 |
"Содействие занятости" |
41 332,4 |
4 267,5 |
1 697,5 |
39,8 |
1 768,7 |
3 302,1 |
186,7 |
262,1 |
7,9 |
Федеральные проекты, не входящие в состав национальных проектов |
3 024,0 |
7 799,6 |
80 118,5 |
1 027,2 |
270,0 |
68 339,3 |
25 310,9 |
67 452,2 |
98,7 |
"Создание условий для обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" |
3 024,0 |
7 799,6 |
80 118,5 |
1 027,2 |
270,0 |
68 339,3 |
25 310,9 |
67 452,2 |
98,7 |
"Россия - привлекательная для учебы и работы страна" |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
- |
0,0 |
0,0 |
- |
0,0 |
- |
"Профессионалитет" |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
- |
0,0 |
0,0 |
- |
0,0 |
- |
Ведомственные проекты |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
- |
0,0 |
0,0 |
- |
0,0 |
- |
"Управление ведомственной и отраслевой цифровой трансформацией в сфере просвещения" |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
- |
0,0 |
0,0 |
- |
0,0 |
- |
Комплексы процессных мероприятий |
192 115,6 |
191 976,0 |
204 910,1 |
106,7 |
193 421,3 |
207 733,5 |
107,3 |
211 471,6 |
101,7 |
"Современные механизмы и технологии дошкольного и общего образования" |
145 041,1 |
148 471,1 |
152 096,4 |
102,4 |
148 617,3 |
153 820,4 |
103,5 |
155 990,0 |
101,4 |
"Содействие развитию среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования" |
29 257,0 |
26 920,8 |
39 081,2 |
145,2 |
27 824,6 |
40 072,1 |
144,0 |
41 204,9 |
102,8 |
"Дополнительное образование детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности" |
7 994,4 |
8 025,9 |
8 600,2 |
107,1 |
8 273,2 |
8 586,9 |
103,8 |
8 934,3 |
104,0 |
"Обеспечение отдыха и оздоровления детей" |
144,2 |
41,6 |
41,6 |
100,0 |
41,7 |
41,7 |
100,0 |
42,3 |
101,5 |
"Поддержка молодежных инициатив" |
4 887,9 |
4 593,4 |
1 416,6 |
30,8 |
4 734,1 |
1 570,8 |
33,1 |
1 592,2 |
101,3 |
"Качество образования" |
1 667,6 |
1 425,7 |
1 428,6 |
100,2 |
1 425,6 |
1 389,3 |
97,5 |
1 411,0 |
101,6 |
"Научно-методическое, методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации" |
1 562,3 |
1 441,0 |
1 391,0 |
96,5 |
1 429,5 |
1 379,5 |
96,5 |
1 403,3 |
101,7 |
"Обеспечение деятельности Министерства просвещения Российской Федерации" |
1 561,2 |
1 056,6 |
854,5 |
80,9 |
1 075,2 |
872,8 |
81,2 |
893,4 |
102,4 |
Научные исследования и разработки (с 2022 года реализуются в рамках ГП "Научно-технологическое развитие Российской Федерации") |
336,5 |
351,8 |
0,0 |
0,0 |
364,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
- |
Прочие расходы, имеющие разовый характер, включая расходы на предотвращение последствий COVID-19 |
14 016,3 |
0,0 |
0,0 |
- |
0,0 |
0,0 |
- |
0,0 |
- |
------------------------------
* - показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2021 г.
------------------------------
Бюджетные ассигнования, предусмотренные на реализацию государственной программы "Развитие образования", в 2022 году составят 469 7211,3 млн рублей, в 2023 году - 472 394,9 млн рублей и в 2024 году - 486 371,8 млн рублей.
Предусмотренные в Законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 385-ФЗ, в 2022 году увеличены на 131 313,5 млн рублей, в 2023 году на 112 663,4 млн рублей, в 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2023 год, увеличены на 13 976,9 млн рублей.
Изменение параметров финансового обеспечения государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" обусловлено:
увеличением бюджетных ассигнований:
в связи с изменением численности (контингента) получателей в 2022 году на 3 800,9 млн рублей, в 2023 году на 6 983,1 рублей, в 2024 году на 16 157,6 млн рублей, в том числе:
уточнением численности классных руководителей в общеобразовательных организациях в связи с вводом новых мест в общеобразовательных организациях в 2022 году на 2 046, 7 млн рублей, в 2023 году на 2 898, 9 млн рублей, в 2024 году на 1 276,1 млн рублей;
по федеральному проекту "Цифровая культура":
на производство государственного контента, в том числе направленного на формирование духовно-нравственных ценностей среди молодежи, в 2022 году на 12 000,0 млн рублей, в 2023 году на 10 000,0 млн рублей;
по федеральному проекту "Современная школа":
на модернизацию четырех общеобразовательных организаций в приграничных районах Псковской области в 2022 году на 323,4 млн рублей, в 2023 году на 485,1 млн рублей, уменьшением в 2024 году на 161,8 млн рублей;
на строительство общеобразовательной организации на 2425 мест в с. Засечное Пензенской области (11 очередь строительства жилой застройки района г. Спутник) в 2022 - 2023 годах на 856,0 млн рублей ежегодно и уменьшение в 2024 году на 339,2 млн рублей;
на строительство общеобразовательных организаций в Прионежском муниципальном районе Республики Карелия (330 мест в г. Суоярви и 200 мест в п. Деревянко) в 2022 году на 489,6 млн рублей, в 2023 году на 255,0 млн рублей и уменьшение в 2024 году на 255,0 млн рублей;
на строительство общеобразовательных учреждений в Республике Тыва (в целях ликвидации 3-ей смены обучения) в 2022 - 2023 годах по 2 063,0 млн рублей ежегодно и уменьшение в 2024 году на 2 063,0 млн рублей;
на строительство школы на 550 мест в г. Беслан, в 2022 году на 283,6 млн рублей, в 2023 году на 257,6 млн рублей и уменьшение в 2024 году на 257,6 млн рублей;
перераспределением бюджетных ассигнований с федерального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" на федеральный проект "Современная школа", предусмотренных на софинансирование капитальных вложений на создание дополнительных мест в общеобразовательных организациях в отдельных субъектах Российской Федерации в связи с ростом числа обучающихся, вызванных демографическим фактором, в объеме 11 380,5 млн рублей на 2022 год;
в связи с приведением параметров финансового обеспечения федерального проекта в соответствие с паспортом в 2024 году на 17 575,4 млн рублей;
по федеральному проекту "Успех каждого ребенка":
на предоставление субсидии образовательному Фонду "Талант и успех" г. Сочи Краснодарского края, в 2022 году на 136,2 млн рублей, на 2023 год 158,0 млн рублей и уменьшение в 2024 году на 158,0 млн рублей;
по федеральному проекту "Цифровая образовательная среда":
на разработку и внедрение компонентов цифровой образовательной среды, являющейся частью федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды, в 2022 году на 286,2 млн рублей, в 2023 году на 278,9 млн рублей, в 2024 году на 8,1 млн рублей;
в связи с приведением параметров финансового обеспечения федерального проекта в соответствие с паспортом в 2024 году на 3 026,9 млн рублей;
по федеральному проекту "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования":
на предоставление грантов в форме субсидий на повышение квалификации по компетенциям, необходимым для работы с обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, педагогических работников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, в связи с включением в состав федерального проекта мероприятия и соответствующих ему бюджетных ассигнований, ранее отражаемых в иных структурных элементах, в 2022 году на 66,6 млн, в 2023 году на 65,4 млн рублей, в связи с включением мероприятия в федеральный проект;
на организацию и проведение европейского чемпионата по профессиональному мастерству по стандартам "Ворлдскиллс" в г. Санкт-Петербурге в 2023 году в 2022 году на 228,4 млн рублей, в 2023 году на 3 272,6 млн рублей и уменьшением в 2024 году на 3 272,6 млн рублей;
на реализацию мероприятий по выдаче сертификатов победителям Национального чемпионата "Абилимпикс" в 2022 - 2023 годах на 82,0 млн рублей ежегодно;
на организацию и проведение Х Международного чемпионата "Абилимпикс" в Российской Федерации в 2022 году в 2022 году на 256,9 млн рублей;
в связи с приведением параметров финансового обеспечения федерального проекта в соответствие с паспортом в 2024 году на 300,7 млн рублей;
по федеральному проекту "Социальная активность":
на реализацию Всероссийского проекта "Другое дело" в 2022 - 2023 годах на 300,0 млн рублей ежегодно;
на создание и эксплуатацию подмосковного образовательного молодежного центра (Мастерской управления "Сенеж") в 2022 году в объеме 4 562,2 млн рублей, в 2023 году - 1 539,1 млн рублей, уменьшением в 2024 году на 1 070,9 млн рублей;
на подготовку и проведение Всероссийского студенческого конкурса "Твой ход" в 2022 году на 668,0 млн рублей, в 2023 году на 668,0 млн рублей;
на осуществление деятельности Российского общества "Знание" в 2022 и 2023 годах на 4 000,0 млн рублей ежегодно;
на проведение образовательных мероприятий на базе подмосковного образовательного молодежного центра в 2022 и 2023 годах на 140,3 млн рублей ежегодно, в 2024 году на 36,4 млн рублей;
на мероприятия в связи с включением в состав федерального проекта, ранее отражаемых в иных структурных элементах, в 2022 году на 3 487,5 млн рублей, в 2023 году на 3 479,1 млн рублей, в 2024 году на 6,4 млн рублей;
на предоставление грантов в форме субсидии автономной некоммерческой организации "Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной среды" в 2022 и 2023 годах на 551,1 млн рублей ежегодно, в 2024 году на 4,6 млн рублей;
на поддержку Всероссийской общественной организации "Содружество выпускников детских домов "Дети всей страны" на финансовое обеспечение подготовки и проведения мероприятий в целях содействия развитию социально-значимых инициатив детей сирот, формирование условий для успешной социализации в 2022 году на 39,9 млн рублей, в 2023 году на 39,8 млн рублей, в 2024 году на 0,8 млн рублей;
на проведение мероприятий в целях создания условий для развития массового студенческого спорта и популяризации здорового образа жизни в 2022 году на 43,8 млн рублей, в 2023 году на 44,3 млн рублей, в 2024 году на 0,8 млн рублей;
на финансовое обеспечение мероприятий по подготовке и проведению Всероссийского молодежного образовательного форума "Территория смыслов" в 2022 году на 321,8 млн рублей, в 2023 году на 315,7 млн рублей, в 2024 году на 0,2 млн рублей;
на гранты победителям конкурса молодежных проектов Северо-Кавказского федерального округа в 2022 году на 81,7 млн рублей, в 2023 году на 81,1 млн рублей;
на государственную поддержку победителей Всероссийского конкурса молодежных проектов в 2022 году на 2 449,2 млн рублей, в 2023 году на 2 447,1 млн рублей;
по федеральному проекту "Социальные лифты для каждого":
на государственную поддержку АНО "Национальные приоритеты" в 2022 году на 1 481,1 млн рублей, в 2023 году на 1 273,6 млн рублей;
на подготовку и проведение Национального открытого чемпионата творческих компетенций "ArtMasters" в 2022 году на 166,9 млн рублей, в 2023 году на 173,0 млн рублей, в 2024 году на 6,4 млн рублей;
в связи с приведением параметров финансового обеспечения федерального проекта в соответствие с паспортом в 2024 году на 172,3 млн рублей;
в связи с включением в состав федерального проекта следующих мероприятий и соответствующих им бюджетных ассигнований, ранее отражаемых в иных структурных элементах, в 2022 году на 1 562,3 млн рублей, в 2023 году на 1 558,2 млн рублей, в 2024 году на 3,8 млн рублей, в том числе:
грант в форме субсидии АНО "Россия-страна возможностей" на содействие развитию социальных лифтов, поддержку проектов и инициатив, создающих возможности личностной и профессиональной самореализации граждан в различных сферах деятельности" в 2022 году на 241,0 млн рублей, в 2023 году на 243,7 млн рублей, в 2024 году на 3,8 млн рублей;
обеспечение проведения Всероссийской олимпиады студентов "Я-профессионал" в 2022 году на 357,6 млн рублей, в 2023 году на 350,8 млн рублей;
грант в форме субсидии АНО "Россия-страна возможностей" на организацию и проведение конкурса управленцев "Лидеры России", а также выплату грантов победителям конкурса управленцев "Лидеры России" в 2022 и 2023 годах на 963,7 млн рублей ежегодно;
по федеральному проекту "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации":
на обеспечение проведения Всероссийского конкурса "Большая перемена", в том числе выплаты победителям в 2022 - 2023 годах на 925,0 млн рублей ежегодно;
в связи с включением в состав федерального проекта следующих мероприятий и соответствующих им бюджетных ассигнований, ранее отражаемых в иных структурных элементах, в 2022 году на 577,3 млн рублей, в 2023 году на 574,0 млн рублей, в 2024 году на 5,3 млн рублей, в том числе:
обеспечение поддержки представителей молодежи, лекторов, проектов в целях развития гражданского общества, духовно-нравственного воспитания граждан Российской Федерации и повышения эффективности образовательно-просветительской работы в 2022 году на 98,3 млн рублей, в 2023 году на 96,5 млн рублей;
грант в форме субсидии фонду "История отечества" в целях организации мероприятий, направленных на популяризацию отечественной истории в Российской Федерации и за рубежом в 2022 году на 165,4 млн рублей, в 2023 и 2024 годах на 162,2 млн рублей;
грант в форме субсидии победителям конкурса среди некоммерческих организаций, в том числе молодежных и детских общественных объединений в 2022 году на 41,1 млн рублей, в 2023 и 2024 годах на 40,3 млн рублей ежегодно;
грант в форме субсидии Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников" в целях проведения мероприятий, связанных с воспитанием подрастающего поколения и формирования личности, в 2022 году на 253,2 млн рублей, в 2023 году на 255,5 млн рублей, в 2024 году на 5,1 млн рублей;
грант в форме субсидии Общероссийскому общественному движению по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества "Поисковое движение России" на проведение мероприятий в целях сохранения и увековечивания памяти погибших при защите Отечества, установление имен и судеб погибших в 2022 году на 19,3 млн рублей, в 2023 году на 19,5 млн рублей, в 2024 году на 0,2 млн рублей.
по федеральному проекту "Содействие занятости":
в связи с перераспределением бюджетных ассигнований с 2024 года на 2023 год в объеме 1 636,8 млн рублей;
по федеральным проектам, не входящим в состав национальных проектов:
по федеральному проекту "Создание условий для обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи":
на реконструкцию ГОАУ ДО "Морской центр капитана Варухина Н.Г." (Новгородская область) в 2022 - 2023 годах на 176,2 млн рублей ежегодно;
на строительство нового комплекса ФКПОУ "Сиверский техникум-интернат бухгалтеров" в 2022 году на 31,0 млн рублей, в 2023 году на 390,0 млн рублей, в 2024 году на 10 млн рублей;
на завершение работ по объектам ВДЦ "Орленок" в 2022 году на 2 037,7 млн рублей;
на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение капитального ремонта зданий общеобразовательных организаций в 2022 году на 66 880,0 млн рублей, в 2023 году на 66 880,0 млн рублей;
на строительство музыкальной школы на территории г. Беслан, в 2022 году на 85,1 млн рублей, в 2023 году на 103,1 млн рублей;
на реконструкцию дома детского творчества в г. Беслан, в 2023 году на 170,6 млн рублей;
на строительство здания общеобразовательной организации на 150 мест в с. Бэс-Кюель Горного улуса Республики Саха (Якутия) в 2022 году на 160,9 млн рублей, в 2023 году на 160,9 млн рублей.
по комплексам процессных мероприятий:
по комплексу процессных мероприятий "Современные механизмы и технологии дошкольного и общего образования":
увеличением бюджетных ассигнований:
на обеспечение функционирования общеобразовательных программ начального, основного, среднего образования при Российско-Таджикском (Славянском) университете в 2022 - 2023 годах на 100,0 млн рублей ежегодно;
на выполнение государственного задания федеральными государственными образовательными организациями высшего образования, на базе которых созданы специализированные учебно-научные центры (СУНЦ), по программам основного общего и среднего общего образования с учетом особенностей образовательного процесса в СУНЦ, а также на содержание обучающихся в СУНЦ (питание и проживание) в объеме 891,9 млн рублей ежегодно;
на оплату труда отдельных категорий работников федеральных государственных учреждений, в связи с уточнением макропрогноза, в 2022 году на 377,4 млн рублей, в 2023 году на 391,9 млн рублей и в 2024 году на 193,1 млн рублей;
на создание и обеспечение функционирования совместных общеобразовательных учреждений в городах Душанбе, Куляб, Хиджант, Бохтар и Турсунзаде в Республике Таджикистан, в 2023 году на 211,5 млн рублей, в 2024 году на 423,0 млн рублей;
по комплексу процессных мероприятий "Содействие развитию среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования":
увеличением бюджетных ассигнований:
на предоставление выплат за классное руководство (кураторство) педагогическим работникам профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в 2022 году на 9 864,2 млн рублей, в 2023 году на 9 870,4 млн рублей, уменьшение в 2024 году на 53,6 млн рублей;
на предоставление грантов лучшим преподавателям в области музыкального искусства в 2022 - 2023 годах на 75,0 млн рублей ежегодно;
на оплату труда отдельных категорий работников федеральных государственных учреждений, в связи с индексацией в 2022, 2023 и 2024 годах, в 2022 году на 622,7 млн рублей, в 2023 году на 651,8 млн рублей и в 2024 году на 386,1 млн рублей;
по комплексу процессных мероприятий "Дополнительное образование детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности":
увеличением бюджетных ассигнований:
на оплату труда отдельных категорий работников федеральных государственных учреждений, в связи с индексацией в 2022, 2023 и 2024 годах, в 2022 году на 394,1 млн рублей, в 2023 году на 412,5 млн рублей и в 2024 году на 244,4 млн рублей;
по комплексу процессных мероприятий "Поддержка молодежных инициатив":
увеличением бюджетных ассигнований:
на организацию проведения ФГБУ "Роскультцентр" общественно-значимых мероприятий в сфере образования, науки и молодежной политики в 2022 году на 175,4 млн рублей, в 2023 году на 179,5 млн рублей, в 2024 году на 3,7 млн рублей.
Расходы федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации национальных проектов
Информация о бюджетных ассигнованиях на финансовое обеспечение реализации национальных проектов (программ) и комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (далее - национальные проекты), предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", в 2022 - 2024 годах представлена в Приложении N 8 к настоящей пояснительной записке.
Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации национальных проектов в целом запланированы в 2022 году в объеме 2 836 242,2 млн рублей, в 2023 году - 2 966 069,8 млн рублей, в 2024 году - 3 061 986,6 млн рублей.
Национальный проект "Образование"
Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации национального проекта "Образование" запланированы в 2022 году в объеме 165 093,4 млн рублей, в 2023 году - 175 715,8 млн рублей, в 2024 году - 189 752,7 млн рублей.
Таблица 7
млн рублей
Наименование федерального проекта |
2021 год* |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
||||||
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
Закон N 385-ФЗ |
к закону, % |
Паспорт проекта |
к Паспорту проекта на 2024 год, % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
7 |
9 |
10 |
|||
Всего |
158 425,3 |
121 756,2 |
165 093,4 |
135,6 |
150 407,2 |
175 715,8 |
116,8 |
172 129,2 |
189 752,7 |
110,2 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Федеральный проект "Современная школа" |
99 475,0 |
82 041,1 |
98 907,0 |
120,6 |
114 884,6 |
120 219,6 |
104,6 |
132 460,3 |
134 714,6 |
101,7 |
Федеральный проект "Успех каждого ребенка" |
8 807,8 |
8 085,6 |
10 879,5 |
134,6 |
6 857,7 |
9 631,5 |
140,4 |
7 322,2 |
9 839,6 |
134,4 |
Федеральный проект "Цифровая образовательная среда" |
16 810,9 |
12 135,6 |
12 421,8 |
102,4 |
11 915,8 |
12 194,8 |
102,3 |
14 942,7 |
15 238,7 |
102,0 |
Федеральный проект "Учитель будущего"** |
12,3 |
0,0 |
0,0 |
- |
0,0 |
0,0 |
- |
0,0 |
0,0 |
- |
Федеральный проект "Молодые профессионалы" |
7 842,3 |
7 364,3 |
7 998,2 |
108,6 |
6 816,3 |
10 236,3 |
150,2 |
7 047,0 |
7 209,6 |
102,3 |
Федеральный проект "Социальная активность" |
12 299,2 |
6 451,2 |
19 609,2 |
304,0 |
4 477,3 |
14 603,8 |
326,2 |
4 655,2 |
13 739,6 |
295,1 |
Федеральный проект "Экспорт образования"** |
775,5 |
0,0 |
0,0 |
- |
0,0 |
0,0 |
- |
0,0 |
0,0 |
- |
Федеральный проект "Социальные лифты для каждого" |
8 915,0 |
2 292,8 |
10 373,9 |
452,4 |
2 070,0 |
3 929,4 |
189,8 |
2 316,3 |
4 100,7 |
177,0 |
Федеральный проект "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" |
3 487,2 |
3 385,5 |
4 903,8 |
144,8 |
3 385,5 |
4 900,4 |
144,7 |
3 385,5 |
4 909,8 |
145,0 |
------------------------------
* - показатели СБР по состоянию на 1 сентября 2021 г.
** - завершенные федеральные проекты. Показатели СБР соответствуют объемам неиспользованных бюджетных ассигнований в 2020 г., восстановленных для оплаты принятых обязательств.
------------------------------
Предусмотренные в Законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 385-ФЗ, в 2022 году увеличены на 43 337,3 млн рублей, в 2023 году - на 25 308,6 млн рублей, в 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными паспортом проекта на 2024 год, увеличены на 17 623,5 млн рублей.
Изменения параметров ресурсного обеспечения в разрезе федеральных проектов (и их результатов) национального проекта "Образование" представлены в таблице 8.
Таблица 8
млн рублей
Структурный элемент национального (федерального) проекта |
(2022 Законопроект - 2022 Закон N 385-ФЗ) |
(2023 Законопроект - 2023 Закон N 385-ФЗ) |
(2024 Законопроект - 2024 Паспорт проекта) |
1 |
2 |
3 |
4 |
Всего |
43 337,3 |
25 308,6 |
17 623,5 |
в том числе: |
|
|
|
Федеральный проект "Современная школа" |
16 866,0 |
5 335,0 |
2 254,3 |
Субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности |
1 726,7 |
1 598,7 |
840,1 |
Модернизация инфраструктуры общего образования в отдельных субъектах Российской Федерации |
489,6 |
255,0 |
0,0 |
Создание новых мест в общеобразовательных организациях в связи с ростом числа обучающихся, вызванным демографическим фактором |
11 380,5 |
0,0 |
2,4 |
Обеспечение реализации мероприятий по осуществлению единовременных компенсационных выплат учителям, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек |
1 053,8 |
1 034,1 |
1 034,1 |
Создание и функционирование педагогических технопарков "Кванториум" на базе образовательных организаций высшего образования |
0,0 |
0,0 |
270,7 |
Иной межбюджетный трансферт бюджету Иркутской области в целях софинансирования расходных обязательств Иркутской области по реализации мероприятий, направленных на выполнение Программы по восстановлению жилья, объектов связи, социальной, коммунальной, энергетической и транспортной инфраструктур, гидротехнических сооружений, административных зданий, поврежденных или утраченных в результате наводнения на территории Иркутской области |
100,0 |
332,1 |
0,0 |
Создание новых мест в общеобразовательных организациях в целях ликвидации третьей смены обучения и формирование условий для получения качественного общего образования |
2 330,5 |
2 063,0 |
0,0 |
Создание и обеспечение функционирования консультационных центров (служб) психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми дошкольного возраста |
52,3 |
52,0 |
52,0 |
Иные результаты |
-267,5 |
0,0 |
55,1 |
Федеральный проект "Успех каждого ребенка" |
2 793,9 |
2 773,8 |
2 517,5 |
Субсидии Образовательному Фонду "Талант и успех", г. Сочи, Краснодарский край |
468,1 |
460,5 |
460,5 |
Государственная поддержка Образовательного Фонда "Талант и успех", г. Сочи, Краснодарский край, на обеспечение выплаты грантов Президента Российской Федерации |
1 669,2 |
1 669,2 |
1 669,2 |
Государственная поддержка Образовательного Фонда "Талант и успех", г. Сочи, Краснодарский край, на реализацию мер, связанных с подготовкой по программам спортивной подготовки детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности в области физической культуры и спорта, в отношении которых организовывалось содержание, в том числе присмотр и уход, отдых и оздоровление |
109,8 |
107,7 |
107,7 |
Государственная поддержка Образовательного Фонда "Талант и успех", г. Сочи, Краснодарский край, на организацию и проведение спортивных мероприятий, связанных со спортивной подготовкой детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности в области физической культуры и спорта |
164,7 |
161,6 |
161,6 |
Проведение Всероссийского форума профессиональной ориентации "ПроеКТОриЯ" |
118,5 |
116,3 |
116,3 |
Грант в форме субсидии Общественно-государственному физкультурно-спортивному объединению "Юность России" в целях обеспечения увеличения численности детей и молодежи, вовлеченных в детско-юношеский и студенческий спорт |
102,8 |
100,8 |
100,8 |
Государственная поддержка Образовательного Фонда "Талант и успех", г. Сочи, Краснодарский край, на обучение по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств (с организацией содержания, в том числе присмотром, уходом, отдыхом и оздоровлением) детей и молодежи, проявивших выдающиеся способности в области искусств |
89,7 |
88,0 |
88,0 |
Иные результаты |
71,1 |
69,7 |
-186,6 |
Федеральный проект "Цифровая образовательная среда" |
286,2 |
278,9 |
296,0 |
Разработка и внедрение компонентов цифровой образовательной среды, являющихся частью федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды |
286,2 |
278,9 |
287,0 |
Иные результаты |
0,0 |
0,0 |
9,0 |
Федеральный проект "Молодые профессионалы" |
633,9 |
3 420,0 |
162,7 |
Подготовка и проведение европейского чемпионата по профессиональному мастерству по стандартам "Ворлдскиллс" в 2023 году |
228,4 |
3 272,6 |
0,0 |
Организация и проведение X Международного чемпионата "Абилимпикс" в Российской Федерации |
256,9 |
0,0 |
0,0 |
Реализация мероприятий по проведению национального чемпионата "Абилимпикс" и подготовке национальной сборной для участия в международных и национальных чемпионатах профессионального мастерства для людей с инвалидностью |
82,0 |
82,0 |
82,0 |
Гранты в форме субсидий на повышение квалификации по компетенциям, необходимым для работы с обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, педагогических работников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования и профессионального образования |
66,6 |
65,4 |
65,4 |
Иные результаты |
0,0 |
0,0 |
15,3 |
Федеральный проект "Социальная активность" |
13 158,0 |
10 126,5 |
9 084,4 |
Грант в форме субсидии автономной некоммерческой организации "Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной среды" на осуществление мониторинга распространения в информационно-телекоммуникационных сетях, включая информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", информации, склоняющей или иным способом побуждающей детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, а также жизни и (или) здоровью иных лиц |
551,1 |
551,1 |
555,7 |
Субсидия автономной некоммерческой организации "Россия - страна возможностей" на финансовое обеспечение мероприятий по подготовке и проведению Всероссийского молодежного образовательного форума "Территория смыслов" |
321,8 |
315,7 |
315,9 |
Государственная поддержка победителей Всероссийского конкурса молодежных проектов |
2 449,2 |
2 447,1 |
2 447,1 |
Государственная поддержка Общероссийской общественно-государственной просветительской организации "Российское общество "Знание" в целях организации мероприятий по просветительской деятельности экспертов, деятелей науки и культуры, выдающихся ученых, спортсменов и общественных деятелей в субъектах Российской Федерации |
4 000,0 |
4 000,0 |
4 000,0 |
Грант в форме субсидии автономной некоммерческой организации "Большая Перемена" в целях подготовки и проведения Всероссийского студенческого конкурса "Твой ход" |
668,0 |
668,0 |
668,0 |
Проведение образовательных мероприятий на базе подмосковного образовательного молодежного центра |
140,3 |
140,3 |
140,3 |
Реализация Всероссийского проекта "Другое дело" |
300,0 |
300,0 |
300,0 |
Создание и эксплуатация подмосковного образовательного молодежного центра |
4 562,2 |
1 539,1 |
475,1 |
Государственная поддержка Всероссийской общественной организации "Содружество выпускников детских домов "Дети всей страны" на финансовое обеспечение подготовки и проведения мероприятий в целях содействия развитию социально-значимых инициатив детей-сирот, формирования условий для успешной социализации данной категории детей |
39,9 |
39,8 |
40,6 |
Гранты победителям конкурса молодежных проектов Северо-Кавказского федерального округа |
81,7 |
81,1 |
81,1 |
Иные результаты |
43,8 |
44,3 |
60,4 |
Федеральный проект "Социальные лифты для каждого" |
8 081,0 |
1 859,4 |
1 784,4 |
Грант в форме субсидии автономной некоммерческой организации "Россия - страна возможностей" на организацию и проведение конкурса управленцев "Лидеры России", а также выплату грантов победителям конкурса управленцев "Лидеры России" |
963,7 |
963,7 |
963,7 |
Грант в форме субсидии автономной некоммерческой организации "Россия - страна возможностей" на содействие развитию социальных лифтов, поддержку проектов и инициатив, создающих возможности для личностной и профессиональной самореализации граждан в различных сферах деятельности |
241,0 |
243,7 |
247,5 |
Обеспечение проведения Всероссийской олимпиады студентов "Я - профессионал" |
357,6 |
350,8 |
350,8 |
Государственная поддержка автономной некоммерческой организации "Национальные приоритеты" в целях осуществления информационно-разъяснительного и экспертно-социологического сопровождения результатов и мероприятий национальных проектов в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" |
6 351,9 |
128,2 |
42,9 |
Проведение Национального открытого чемпионата творческих компетенций "ArtMasters" (в категории юниоры) |
166,9 |
173,0 |
179,4 |
Иные результаты |
0,0 |
0,0 |
0,1 |
Федеральный проект "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" |
1 518,3 |
1 514,9 |
1 524,3 |
Грант в форме субсидии фонду "История Отечества" в целях организации мероприятий, направленных на популяризацию отечественной истории в Российской Федерации и за рубежом |
165,4 |
162,2 |
162,2 |
Грант в форме субсидии Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников" в целях проведения мероприятий, связанных с воспитанием подрастающего поколения и формированием личности |
253,2 |
255,5 |
260,6 |
Обеспечение поддержки представителей молодежи, лекторов, проектов в целях развития гражданского общества, духовно-нравственного воспитания граждан Российской Федерации и повышения эффективности образовательно-просветительской работы |
98,3 |
96,5 |
96,5 |
Государственная поддержка автономной некоммерческой организации "Россия - страна возможностей" в целях обеспечения проведения Всероссийского конкурса "Большая перемена" |
925,0 |
925,0 |
925,0 |
Грант в форме субсидии Общероссийскому общественному движению по увековечению памяти погибших при защите Отечества "Поисковое движение России" на проведение мероприятий в целях сохранения и увековечения памяти погибших при защите Отечества, установления имен и судеб погибших и пропавших без вести при защите Отечества, розыска их родственников, проведения поисковых и иных работ |
19,3 |
19,5 |
19,7 |
Иные результаты |
57,2 |
56,2 |
60,3 |
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии) из федерального бюджета
Субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации являются инструментом решения общегосударственных задач на региональном уровне и предоставляются субъектам Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
В части образования они запланированы:
на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятий физической культурой и спортом бюджетные ассигнования предусмотрены в 2022 году в объеме 1 312,7 млн рублей, в 2023 году в объеме 1 287,8 млн рублей, в 2024 году в объеме 1 455,0 млн рублей (национальный проект "Образование").
Объемы бюджетных ассигнований в 2022 - 2023 годах предусмотрены на уровне объемов, утвержденных Законом N 385-ФЗ, в 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2023 год, увеличены на 167,2 млн рублей;
на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (государственная программа "Развитие образования") бюджетные ассигнования предусмотрены в 2022 году в объеме 2 557,6 млн рублей, на уровне объемов, утвержденных Законом N 385-ФЗ;
на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности (государственная программа "Развитие образования") бюджетные ассигнования предусмотрены в 2022 году в объеме 1 811,8 млн рублей, в 2023 году - 1 872,4 млн рублей, в 2024 году в объеме 840,1 млн рублей (в том числе в рамках национального проекта "Образование" в 2022 году в объеме 1 726,7 млн рублей, в 2023 году в объеме 1 598,7 млн рублей, в 2024 году в объеме 840,1 млн рублей).
Предусмотренные в Законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 385-ФЗ, в 2022 году уменьшены на 178,6 млн рублей, в 2023 году увеличены на 273,7 млн рублей, в 2024 году по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 385-ФЗ на 2023 год, уменьшены на 758,6 млн рублей;
За счет субсидии планируется осуществить строительство общеобразовательной организации на 2 425 мест в с. Засечное Пензенской области (11 очередь строительства жилой застройки района г. Спутник), модернизация 4-х общеобразовательных организаций в приграничных районах Псковской области;
на создание и обеспечение функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленностей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, бюджетные ассигнования предусмотрены в 2022 - 2023 годах в объеме 6 750,0 млн рублей ежегодно, в 2024 году в объеме 8 287,1 млн рублей (национальный проект "Образование").
Объемы бюджетных ассигнований в 2022 - 2023 годах предусмотрены на уровне объемов, утвержденных Законом N 385-ФЗ, в 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2023 год, увеличены на 1 537,1 млн рублей;
на создание детских технопарков "Кванториум" бюджетные ассигнования предусмотрены в 2022 году в объеме 980,0 млн рублей, в 2023 году в объеме 960,0 млн рублей, в 2024 году в объеме 2 967,9 млн рублей (национальный проект "Образование").
Объемы бюджетных ассигнований в 2022 - 2023 годах предусмотрены на уровне объемов, утвержденных Законом N 385-ФЗ, в 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2023 год, увеличены на 2 007,9 млн рублей;
на создание и обеспечение функционирования центров опережающей профессиональной подготовки бюджетные ассигнования предусмотрены в 2022 - 2023 годах в объеме 300,0 млн рублей ежегодно, в 2024 году в объеме 520,0 млн рублей (национальный проект "Образование").
Объемы бюджетных ассигнований в 2022 - 2023 годах предусмотрены на уровне объемов, утвержденных Законом N 385-ФЗ, в 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2023 год, увеличены на 220,0 млн рублей;
на обновление материально-технической базы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным основным общеобразовательным программам, бюджетные ассигнования предусмотрены в 2022 - 2024 годах в объеме 950,0 млн рублей ежегодно на уровне объемов, утвержденных Законом N 385-ФЗ (национальный проект "Образование");
на создание центров выявления и поддержки одаренных детей бюджетные ассигнования предусмотрены в 2022 году в объеме 3 300,0 млн рублей, в 2023 году в объеме 2 900,0 млн рублей, в 2024 году в объеме 1 750,0 млн рублей (национальный проект "Образование").
Объемы бюджетных ассигнований в 2022 - 2023 годах предусмотрены на уровне объемов, утвержденных Законом N 385-ФЗ, в 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2023 год, уменьшены на 1 150,0 млн рублей;
на государственную поддержку образовательных организаций в целях оснащения (обновления) их компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках эксперимента по модернизации начального общего, основного общего и среднего общего образования бюджетные ассигнования предусмотрены в 2022 году в объеме 3 300,0 млн рублей, на уровне объемов, утвержденных Законом N 385-ФЗ (национальный проект "Образование");
на обеспечение образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды бюджетные ассигнования предусмотрены в 2022 году в объеме 6 041,0 млн рублей, в 2023 году в объеме 9 137,1 млн рублей, в 2024 году в объеме 10 767,0 млн рублей (национальный проект "Образование").
Объемы бюджетных ассигнований в 2022 - 2023 годах предусмотрены на уровне объемов, утвержденных Законом N 385-ФЗ, в 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2023 год, увеличены на 1 629,9 млн рублей;
на создание центров цифрового образования детей бюджетные ассигнования предусмотрены в 2022 году в объеме 1 163,8 млн рублей, в 2023 году в объеме 1 143,2 млн рублей, в 2024 году в объеме 1 545,7 млн рублей (национальный проект "Образование").
Объемы бюджетных ассигнований в 2022 - 2023 годах предусмотрены на уровне объемов, утвержденных Законом N 385-ФЗ, в 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2023 год, увеличены на 402,5 млн рублей;
на создание новых мест в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, бюджетные ассигнования предусмотрены в 2022 году в объеме 2 768,7 млн рублей, в 2023 году в объеме 2 631,0 млн рублей (национальный проект "Образование").
Предусмотренные в Законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 385-ФЗ, в 2022 году увеличены на 87,0 млн рублей, в 2023 году объемы не изменились, в 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2023 год, уменьшены на 2 631,0 млн рублей.
За счет субсидии планируется осуществить мероприятия в рамках федерального проекта "Современная школа";
на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, бюджетные ассигнования предусмотрены в 2022 году в объеме 1 339,7 млн рублей, в 2023 году в объеме 3 040,1 млн рублей (национальный проект "Демография").
Объемы бюджетных ассигнований в 2022 году предусмотрены на уровне объемов, утвержденных Законом N 385-ФЗ, в 2023 году увеличены на 1 636,8 млн рублей в 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2023 год, уменьшены на 3 040,1 млн рублей;
на модернизацию инфраструктуры общего образования в отдельных субъектах Российской Федерации бюджетные ассигнования предусмотрены в 2022 году в объеме 2 919,4 млн рублей, в 2023 году в объеме 3 405,1 млн рублей (национальный проект "Образование").
Предусмотренные в Законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 385-ФЗ, в 2022 году увеличены на 489,6 млн рублей, в 2023 году на 255,0 млн рублей, в 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2023 год, уменьшены на 3 405,1 млн рублей.
За счет субсидии планируется строительство общеобразовательных организаций в Республике Карелия Прионежского муниципального района (330 мест в г. Суоярви и 200 мест в п. Деревянко);
на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет любой направленности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (за исключением государственных, муниципальных), и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в том числе адаптированным, и присмотр и уход за детьми, бюджетные ассигнования предусмотрены в 2022 году в объеме 357,7 млн рублей, в 2023 и 2024 годах в объеме 262,1 млн рублей ежегодно на уровне объемов, утвержденных Законом N 385-ФЗ (национальный проект "Демография");
на обеспечение реализации мероприятий по осуществлению единовременных компенсационных выплат учителям, прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек, бюджетные ассигнования предусмотрены в 2022 году в объеме 1 053,8 млн рублей, в 2023 - 2024 годах в объеме 1 034,1 млн рублей ежегодно на уровне объемов, утвержденных Законом N 385-ФЗ (национальный проект "Образование");
на организацию бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных и муниципальных образовательных организациях, бюджетные ассигнования предусмотрены в 2022 году в объеме 62 197,4 млн рублей, в 2023 - 2024 годах в объеме 62 746,2 млн рублей ежегодно.
Предусмотренные в Законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 385-ФЗ, в 2022 году уменьшены на 292,6 млн рублей, в 2023 году увеличены на 646,2 млн рублей, в 2024 году сохранены на уровне объемов, предусмотренных Законопроектом на 2023 год. Изменения объемов обусловлены увеличением базового показателя стоимости питания и уточнением территориальных коэффициентов в соответствии с данными Федеральной службы государственной статистики.
За счет субсидии планируется организация в государственных и муниципальных образовательных организациях бесплатного горячего питания для обучающихся начальных классов в образовательных организациях;
на создание новых мест в общеобразовательных организациях в связи с ростом числа обучающихся, вызванным демографическим фактором, бюджетные ассигнования предусмотрены в 2022 году в объеме 49 389,7 млн рублей, в 2023 году в объеме 73 815,1 млн рублей, в 2024 году в объеме 90 064,0 млн рублей (национальный проект "Образование"). Бюджетные ассигнования Законом N 385-ФЗ не предусмотрены.
на создание (обновление) материально-технической базы образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, бюджетные ассигнования предусмотрены в 2022 - 2024 годах в объеме 4 350,0 млн рублей ежегодно (национальный проект "Образование"). Бюджетные ассигнования Законом N 385-ФЗ не предусмотрены;
на реализацию практик поддержки добровольчества (волонтерства) по итогам проведения ежегодного Всероссийского конкурса лучших региональных практик поддержки и развития добровольчества (волонтерства) "Регион добрых дел" бюджетные ассигнования предусмотрены в 2022 году в объеме 223,5 млн рублей, в 2023 году в объеме 219,2 млн рублей, в 2024 году в объеме 250,0 млн рублей (национальный проект "Образование").
Объемы бюджетных ассигнований в 2022 - 2023 годах предусмотрены на уровне объемов, утвержденных Законом N 385-ФЗ, в 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2023 год, увеличены на 30,8 млн рублей;
на создание и эксплуатацию образовательного центра "Машук" в Ставропольском крае Северо-Кавказского федерального округа бюджетные ассигнования предусмотрены в 2022 - 2024 годах в объеме 180,0 млн рублей ежегодно на уровне объемов, утвержденных Законом N 385-ФЗ (национальный проект "Образование");
на создание новых мест в общеобразовательных организациях в целях ликвидации третьей смены обучения и формирование условий для получения качественного общего образования бюджетные ассигнования предусмотрены в 2022 году в объеме 5 995,6 млн рублей, в 2023 году в объеме 2 063,0 млн рублей (национальный проект "Образование").
Предусмотренные в Законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 385-ФЗ, в 2022 году увеличены на 2 330,5 млн рублей, в 2023 году на 2 063,0 млн рублей.
За счет субсидии планируется осуществить строительство общеобразовательных учреждений в Республике Тыва (в целях ликвидации 3-й смены обучения), реализация мероприятий в рамках федерального проекта "Современная школа";
на создание новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей бюджетные ассигнования предусмотрены в 2022 году в объеме 1 800,0 млн рублей, в 2023 году в объеме 1 000,0 млн рублей, в 2024 году в объеме 2 000,0 млн рублей (национальный проект "Образование").
Объемы бюджетных ассигнований в 2022 - 2023 годах предусмотрены на уровне объемов, утвержденных Законом N 385-ФЗ, в 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2023 год, увеличены на 1 000,0 млн рублей;
на создание новых мест в общеобразовательных организациях бюджетные ассигнования предусмотрены в 2022 году в объеме 22 175,4 млн рублей, в 2023 году в объеме 22 103,2 млн рублей, в 2024 году в объеме 25 000,0 млн рублей (национальный проект "Образование").
Предусмотренные в Законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 385-ФЗ, в 2022 году уменьшены на 354,5 млн рублей, в 2023 году объемы не изменились, в 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2023 год, увеличены на 2 896,8 млн рублей.
За счет субсидии планируется осуществить реализацию мероприятий в рамках федерального проекта "Современная школа";
на формирование современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в субъектах Российской Федерации бюджетные ассигнования предусмотрены в 2022 году в объеме 74,8 млн рублей, в 2023 году в объеме 201,2 млн рублей (национальный проект "Образование").
Объемы бюджетных ассигнований в 2022 - 2023 годах предусмотрены на уровне объемов, утвержденных Законом N 385-ФЗ, в 2024 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2023 год, уменьшены на 201,2 млн рублей;
на реализацию мероприятий по модернизации школьных систем образования бюджетные ассигнования предусмотрены в 2022 - 2024 годах в объеме 66 880,0 млн рублей ежегодно. Бюджетные ассигнования Законом N 385-ФЗ не предусмотрены.
За счет субсидии планируется осуществить капитальный ремонт зданий общеобразовательных организаций.
Комитет Государственной Думы по просвещению отмечает, что законопроектом предусмотрены мероприятия, на которых Комитет Государственной Думы по образованию и науке настаивал в документах, подготовленных ранее, в частности вопрос о необходимости финансирования создания в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом - в рассматриваемом проекте на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятий физической культурой и спортом бюджетные ассигнования предусмотрены в 2022 году в объеме 1 312,7 млн рублей, в 2023 году в объеме 1 287,8 млн рублей, в 2024 году в объеме 1 455,0 млн рублей.
Предусмотренные в Законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 385-ФЗ, увеличены в 2022 году на 167 055,3 млн. рублей, а по сравнению с действующим бюджетом на 2021 год только на 88 106,5 млн. рублей. Несмотря на относительное увеличение объемов финансирования отрасли образование в рассматриваемом проекте бюджета, система образования вообще и система высшего образования в частности остается серьезно недофинансированной.
Президент Российской Федерации в течение 2021 года давал поручения в части образования, которые требуют дополнительного финансового обеспечения, в том числе и по реализации послания Президента Федеральному Собранию. Отражение финансового обеспечения указанных поручений приведено в таблице
Таблица 9
Поручения Президента Российской Федерации, требующие, по мнению Комитета Государственной Думы по образованию и науке отражения в проекте федерального закона о бюджете.
Текст поручения |
Срок исполнения |
Обеспечение финансированием |
Поручения Президента Российской Федерации по реализации послания Президента Федеральному Собранию 21 апреля 2021 года Пр-753 | ||
п. 1 к) обновление в течение 2021 - 2024 годов парка школьных автобусов, исходя из необходимости дополнительной закупки ежегодно за счет средств федерального бюджета не менее 4000 новых автобусов отечественного производства. |
1 сентября 2021 г., |
Увеличены расходы на 10 000,0 млн рублей в 2022 году, на 10 000,0 млн рублей в 2023 году, по сравнению с объемами, предусмотренными Законом N 385-ФЗ, бюджетных ассигнований на осуществление закупки школьных автобусов. |
7. а) обеспечить строительство до конца 2024 года не менее 1300 школ (накопленным итогом с 2019 года) в рамках реализации национального проекта "Образование", в том числе с привлечением внебюджетных средств. (совместно с государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ") |
1 ноября 2021 г. |
Комитет считает, что выделенных ассигнований недостаточно для выполнения поручения Президента. В проекте не учтено увеличение реальной стоимости строительно-монтажных работ. |
9. а) утвердить порядок и условия выплаты за счет средств федерального бюджета ежемесячного денежного вознаграждения в размере не менее 5 тыс. рублей педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, за классное руководство (кураторство), предусмотрев сохранение ранее установленных в субъектах Российской Федерации выплат на эти цели, и обеспечить начиная с 1 сентября 2021 г. выплату такого вознаграждения. |
1 июля 2021 г. |
Постановление от 7 июля 2021 г. N 1133 |
Поручения от 28 января 2021 года N Пр-127 по вопросам среднего профессионального образования | ||
1 а. Правительству Российской Федерации: проработать вопрос о введении ежемесячного денежного вознаграждения, финансируемого из средств федерального бюджета, для педагогических работников профессиональных образовательных организаций, осуществляющих одновременно с педагогической работой кураторство (классное руководство) обучающихся. |
Срок - 15 марта 2021 г.; |
бюджетные ассигнования предусмотрены в 2022 году в объеме 9 864,2 млн рублей, в 2023 году в объеме 9 870,4 млн рублей, в 2024 году в объеме 9 816,8 млн рублей. |
Поручения Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 19 июля 2021 г. Пр-1383 | ||
3. а) с учетом ранее данных поручений обеспечить: завершение до конца 2023 года мероприятий, направленных на обеспечение 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет. |
до 15 декабря 2021 г. |
в объеме 1 636,8 млн рублей в связи с перераспределением указанного объема с 2024 года |
3. а) с учетом ранее данных поручений обеспечить: подготовку и запуск программы, направленной на капитальный ремонт в 2022 - 2026 годах более 7300 зданий общеобразовательных организаций (из них не менее 3000 зданий в 2022 - 2023 гг.), предусмотрев выделение средств федерального бюджета на реализацию данной программы при формировании федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, а также представить предложения по решению проблемы наличия зданий школ, находящихся в аварийном состоянии. |
10 августа 2021 г. |
на реализацию мероприятий по модернизации школьных систем образования бюджетные ассигнования предусмотрены в 2022 - 2024 годах в объеме 66 880,0 млн рублей ежегодно. Бюджетные ассигнования Законом N 385-ФЗ не предусмотрены. За счет субсидии планируется осуществить капитальный ремонт зданий общеобразовательных организаций |
3. а) с учетом ранее данных поручений обеспечить: реализацию мер, направленных на предупреждение формирования третьих смен в образовательных организациях общего образования, предусмотрев полный отказ от них в 2023 - 2024 учебном году. |
до 15 декабря 2021 г. |
Предусмотренные в Законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 385-ФЗ, в 2022 году увеличены на 2 330,5 млн рублей, в 2023 году на 2 063,0 млн рублей. На создание новых мест в общеобразовательных организациях в целях ликвидации третьей смены обучения и формирование условий для получения качественного общего образования бюджетные ассигнования предусмотрены в 2022 году в объеме 5 995,6 млн рублей, в 2023 году в объеме 2 063,0 млн рублей (национальный проект "Образование"). Предусмотрено строительство общеобразовательных учреждений в рамках создания новых мест в общеобразовательных организациях в целях ликвидации третьей смены обучения: в Республике Тыва в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 05.08.2021 N Пр-1383 в 2022 - 2023 годах в объеме 2 063,0 млн рублей ежегодно; в г. Беслан (строительство школы на 550 мест) в 2022 году на 283,6 млн рублей, в 2023 году на 257,6 млн рублей. |
Перечень поручений от 31 декабря 2020 года N Пр-2243 по итогам встречи с представителями общественных организаций инвалидов | ||
2 ж) разработать при участии Администрации Президента Российской Федерации порядок выдачи победителям чемпионатов по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья "Абилимпикс" сертификатов, предоставляющих им право на компенсацию расходов, связанных с получением дополнительного профессионального образования или приобретением специализированных технических средств реабилитации, необходимых для осуществления профессиональной (трудовой) деятельности. |
Срок - 1 мая 2021 г.; |
реализацию мероприятий по выдаче сертификатов победителям Национального чемпионата "Абилимпикс" в 2022 - 2023 годах в объеме 82,0 млн рублей ежегодно; |
Поручения по итогам встречи со студентами образовательных организаций высшего образования по случаю Дня российского студенчества 25 января 2021 года от 17 марта 2021 года N Пр-419 |
За счет бюджетных ассигнований, зарезервированных при формировании Законопроекта по разделу "Образование", предусмотрено финансовое обеспечение мероприятий Комплекса мер по достижению по итогам 2022 года 100 процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет в республиках Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Крым и в Забайкальском крае, в 2022 году в объеме 6 364,1 млн рублей.
Комитет считает необходимым вернуться к вопросу оценки достаточности средств по результатам начала исполнения федерального бюджета.
Комитет также отмечает, сложность и неоднозначность ситуации вокруг обеспечения 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет.
Представленная ранее сводная информация по государственной программе "Развитие образования", в соответствии с которой доступность доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет обеспечена на 100 процентов, а доступность дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет превысит 99% уже по результатам 2022 года требует более глубокого анализа и оценки рисков.
Комитет обращает внимание на наличие трудностей устройства детей в возрасте до трех лет в дошкольные учреждения, даже в Москве проблема устройства ребенка в детское дошкольное учреждение является серьезной проблемой.
Счетная палата Российской Федерации среди показателей, значения по которым не достигнуты, также особенно выделяла показатель "Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет" и отмечала, что темп создания новых мест ниже, чем потребность населения в их получении.
Со своей стороны Президент Российской Федерации обратил внимание Правительства Российской Федерации на необходимость завершения до конца 2023 года мероприятий, направленных на обеспечение 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет поручением по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 19 июля 2021 г. Пр-1383.
В проекте бюджета дополнительные средства не выделены, проведено только перераспределение средств в объеме 1 636,8 млн рублей с 2024 года на 2023 год. В ходе исполнения федерального бюджета Комитет считает необходимым вернуться к оценке достижимости целевого показателя и оценке возможных рисков.
<< Назад |
||
Содержание Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по просвещению на проект федерального закона N 1258295-7... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.