Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду. социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 1195145-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отнесения бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны к ветеранам Великой Отечественной войны" внесен С.А. Вострецовым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев данный проект федерального закона, с учетом поступивших отзывов, замечаний и предложений Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов отмечает следующее.
В целях отнесения бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Великой Отечественной войны (далее - бывшие несовершеннолетние узники фашизма) к участникам Великой Отечественной войны, предоставления им соответствующих мер социальной поддержки и права на одновременное получение двух пенсий (страховой пенсии по старости и пенсии по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению) законопроектом вносятся изменения в федеральные законы от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Часть 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предлагается исключить.
Необходимо отметить, что в соответствии с концепцией Федерального закона "О ветеранах" участниками Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий.
Бывшие несовершеннолетние узники фашизма статуса участника Великой Отечественной войны не имеют, им предоставляются меры социальной поддержки, ежемесячные денежные выплаты и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, установленное для участников и инвалидов Великой Отечественной войны (пункт 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, Указ Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 года N 363 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов"), за исключением права на одновременное получение двух пенсий (страховой пенсии по старости и пенсии по инвалидности) и обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем.
Право на одновременное получение двух пенсий, предоставленное участникам Великой Отечественной войны, обусловлено не наличием инвалидности, а прежде всего, фактом их участия в боевых действиях по защите Отечества в годы Великой Отечественной войны.
Бывшим несовершеннолетним узникам фашизма осуществляется повышение расчетного размера пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца в соответствии с Законом Российской Федерации N 4468-I (пункт "е" статьи 45).
Следует отметить также, что военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях и учреждениях, не входивших в состав действующей армии, имеющим статус участника Великой Отечественной войны, а также ветеранам Великой Отечественной войны из числа лиц, трудившихся в тылу в годы войны, не предоставлено право на одновременное получение двух пенсий и предоставляемый им объем мер социальной поддержки значительно ниже, предоставляемого в настоящее время бывшим несовершеннолетним узникам фашизма.
Согласно финансово-экономическому обоснованию реализация законопроекта потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований только на получение второй пенсии по инвалидности и по обеспечению жильем состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях бывших несовершеннолетних узников фашизма (в размере более 9 млрд. рублей).
При этом автором законопроекта не приняты во внимание расходы федерального бюджета по предоставлению установленных Федеральным законом "О ветеранах" мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг членам семей инвалидов войны, совместно с ними проживающим (подпункт 8 пункта 1 статьи 14), мер социальной поддержки, предоставляемых членам семей погибших (умерших) участников и инвалидов Великой Отечественной войны, включая обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жильем (статья 21), а также по оказанию ритуальных услуг, изготовлению и установке надгробного памятника погибшим (умершим) участникам Великой Отечественной войны и инвалидам войны (статья 24).
Правительство Российской Федерации указывает, что в нарушение статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законопроекте не определены источники и порядок исполнения соответствующих расходных обязательств, и не поддерживает законопроект.
Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности, с учетом мнения Комитета Совета Федерации по социальной политике, Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, не поддерживает концепцию законопроекта.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы концептуальных замечаний по законопроекту не имеет.
На проект федерального закона поступило 62 отзыва от законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти 48 субъектов Российской Федерации: поддерживают законопроект - 14 отзывов, не поддерживают - 36 отзывов, мнение в остальных отзывах не выражено (без замечаний и предложений, либо мнения разделились или отзыв одного из органов государственной власти субъекта РФ отсутствует).
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует отклонить данный проект федерального закона при рассмотрении в первом чтении.
Заключение утверждено Решением комитета от 15 декабря 2021 года N 11.
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.