Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 1237851-7 "О внесении изменений в пункт 1 статьи 407 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", внесенному С.М. Катасоновым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный проект федерального закона, Комитет отмечает следующее.
Законопроектом предлагается дополнить пункт 1 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) новым подпунктом 16, устанавливающим освобождение физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, от уплаты налога на имущество физических лиц.
Следует отметить, что Кодексом предусмотрены налоговые льготы для указанной категории граждан. Так, пунктом 6.1 статьи 403 Кодекса установлено уменьшение налоговой базы по объектам обложения налогом на имущество физических лиц, находящимся в собственности физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, на величину кадастровой стоимости 5 квадратных метров общей площади квартиры, площади части квартиры, комнаты и 7 квадратных метров общей площади жилого дома, части жилого дома в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка.
Также обращаем внимание, что в соответствии со статьей 15 Кодекса налог на имущество физических лиц относится к местным налогам. Согласно статье 399 Кодекса указанный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
При установлении налога на имущество физических лиц нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут устанавливаться налоговые льготы, не предусмотренные главой 32 Кодекса, основания и порядок их применения налогоплательщиками. Таким образом, представительные органы муниципальных образований, законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя наделены полномочиями по предоставлению налогоплательщикам дополнительных налоговых льгот по налогу на имущество физических лиц.
При этом, по мнению Счетной палаты Российской Федерации, объективной тенденцией развития налогового законодательства последних лет является отказ от установления льгот на федеральном уровне по региональным и местным налогам, в связи с чем необходимо воздержаться от введения новых налоговых льгот на федеральном уровне, приводящих к снижению доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации налоговые доходы от налога на имущество физических лиц подлежат зачислению в местные бюджеты. Как следует из финансово-экономического обоснования к законопроекту, реализация его положений приведет к выпадающим доходам местных бюджетов в сумме 1,4 млрд. рублей ежегодно, при этом источники компенсации в материалах к законопроекту отсутствуют.
Правительство Российской Федерации и Счетная палата Российской Федерации не поддерживают законопроект.
На основании изложенного, Комитет предлагает отклонить проект Федерального закона N 1237851-7 "О внесении изменений в пункт 1 статьи 407 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.