Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 1184271-7 "О внесении изменения в статью 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" (внесен сенаторами Российской Федерации Г.Н. Кареловой, И.Ю. Святенко, А.Г. Варфоломеевым, Е.А. Перминовой, Е.В. Бибиковой)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел проект федерального закона N 1184271-7 "О внесении изменения в статью 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается дополнить часть 10 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ) положением о том, что на лиц, указанных в части 7 данной статьи, не распространяется норма о прекращении выплаты социальной доплаты к пенсии гражданам в период их временного трудоустройства, а также участия в общественных работах по направлению государственной службы занятости. В части 7 статьи 12.1 Федерального закона N 178-ФЗ речь идет о детях-инвалидах и детях, не достигших возраста 18 лет, получающих страховую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" или пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Согласно действующему законодательству социальные доплаты к пенсии устанавливаются пенсионерам, у которых их общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.
В соответствии со статьей 12.1 Федерального закона N 178-ФЗ социальная доплата к пенсии (федеральная или региональная) не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Вместе с тем, необходимо отметить, что круг получателей социальной доплаты к пенсии, обозначенный в законопроекте, является слабо социально защищенной группой несовершеннолетних граждан. Дети-инвалиды, дети, не достигшие возраста 18 лет, являющиеся получателями пенсии по случаю потери кормильца, при официальном трудоустройстве в летний каникулярный период лишаются права на получение социальной доплаты к пенсии.
Организация занятости несовершеннолетних граждан в летний период является эффективным профилактическим и воспитательным средством борьбы с безнадзорностью и правонарушениями, а также способствует профилактике асоциальных явлений в молодежной среде.
Комитет поддерживает меры, принимаемые в субъектах Российской Федерации, направленные на интеграцию в трудовую деятельность указанных категорий несовершеннолетних граждан путем профессиональной ориентации, формирования у подростков трудовых навыков.
Поддерживая концептуально законопроект, комитет обращает внимание, что редакция рассматриваемого проекта федерального закона требует доработки, так как с 1 января 2022 года в соответствии с Федеральным законом от 26 мая 2021 года N 153-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" изменена редакция части 7 статьи 12.1, на которую делается ссылка в законопроекте, где указание на данную категорию несовершеннолетних отсутствует.
По мнению Счетной палаты Российской Федерации данный законопроект заслуживает внимания, но нуждается в доработке в связи с изменением редакции части 7 статьи 12.1 Федерального закона N 178-ФЗ.
Правительство Российской Федерации рассматриваемый проект федерального закона поддерживает при условии его дальнейшей доработки. В официальном отзыве Правительства Российской Федерации на законопроект отмечается, что по предварительным оценкам дополнительные расходы на реализацию норм законопроекта в 2022 году составят 7,43 млн. руб., в 2023 и 2024 годах - 7,70 и 7,98 млн. руб. соответственно. В связи с этим необходимо определить источники финансирования указанных дополнительных расходов.
При этом в сопроводительных документах к законопроекту отмечается, что его реализация не потребует дополнительных расходов федерального бюджета, так как финансирование будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации и федеральным бюджетом на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов и соответствующие годы.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию указанного проекта федерального закона.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы также обращает внимание на то, что ссылка в законопроекте на лиц, указанных в части 7 статьи 12.1 Федеральный закон N 178-ФЗ, подлежит исключению, поскольку с 1 января 2022 года указанная норма не будет содержать перечисление категорий лиц.
На законопроект поступили отзывы из 42 законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации: 36 - поддерживают, 5 - замечаний не имеют, 1 - не поддерживает. Из высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации поступило 50 отзывов: 42 - поддерживают, 8 - замечаний не имеют.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе проект федерального закона N 1184271-7 "О внесении изменения в статью 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" принять при рассмотрении в первом чтении.
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.