Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 1115255-7 "О внесении изменения в статью 35 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (в части возмещения сумм незаконно полученного пособия по безработице с соблюдением принципов справедливости и соразмерности) внесен депутатами Я.Е. Ниловым, Д.А. Свищевым, А.Н. Диденко и другими
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона N 1115255-7 предлагается в статье 35 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости) установить право гражданина добровольно возместить незаконно полученное им пособие по безработице при выявлении государственными учреждениями службы занятости населения (в том числе в результате межведомственного взаимодействия) факта получения такого пособия обманным путем либо факта отсутствия у безработного гражданина права на такое пособие. Если гражданин не возмещает в добровольном порядке сумму незаконно полученного им пособия по безработице в полном объеме, то сумма незаконно полученного пособия по безработице возмещается в судебном порядке.
Предлагаемое законопроектом изменение не относится к предмету правового регулирования статьи 35 Закона о занятости, устанавливающей порядок прекращения, приостановки выплаты пособия по безработице, снижения его размера.
В настоящее время взыскание незаконно полученного пособия по безработице осуществляется в соответствии с нормами гражданского законодательства в порядке, аналогичном порядку, который предложен законопроектом: гражданину направляется требование о добровольном возмещении сумм незаконно полученного пособия, а затем, в случае его отказа от добровольного возмещения, соответствующее исковое заявление направляется в суд.
Следует отметить, что из проектируемого положения неясно, что именно подразумевается под "фактом отсутствия у безработного гражданина права на данное пособие". В свою очередь, это не позволяет определить, кем, каким образом и на каком этапе данный факт будет устанавливаться, а также установить связь данного факта с наличием либо отсутствием вины безработного гражданина.
Согласно пояснительной записке к законопроекту реализация предлагаемых изменений позволит защитить граждан от возбуждения в их отношении уголовных дел.
Однако основания для возбуждения уголовного дела, основания отказа в возбуждении уголовного дела, обстоятельства, смягчающие наказание, основания освобождения от уголовной ответственности являются предметом правового регулирования уголовно-процессуального и уголовного законодательства.
Таким образом, внесение предлагаемых изменений в Закон о занятости без внесения соответствующих изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации не позволит достичь цели, заявленной в пояснительной записке к законопроекту.
Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 7 субъектов Российской Федерации получен положительный отзыв, от органов государственной власти 2 субъектов Российской Федерации получены отрицательные отзывы, мнение органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать не выраженным.
Правовое Управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении отмечает, что концептуальных замечаний правового характера по законопроекту не имеется.
Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает концепцию предлагаемого проекта федерального закона.
Счетная палата Российской Федерации законопроект не поддерживает. В заключении Счетной палаты Российской Федерации на законопроект отмечено, что в настоящее время частью 2 статьи 76.1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлен механизм освобождения от уголовной ответственности в связи с возмещением ущерба за преступление, предусмотренное частью 1 статьи 159.2 Уголовного кодекса Российской Федерации. Так, лицо освобождается от уголовной ответственности, если совершило преступление впервые, а также возместило причиненный ущерб и перечислило в федеральный бюджет денежное возмещение в размере двукратной суммы причиненного ущерба.
Сторона Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - РТК), представляющая общероссийские объединения профсоюзов, своего мнения по законопроекту не представила.
Сторона РТК, представляющая общероссийские объединения работодателей, законопроект не поддержала.
С учетом изложенного, Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает проект федерального закона N 1115255-7 "О внесении изменения в статью 35 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.