Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 1192824-7 "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", внесенному С.М. Катасоновым, И.С. Пиляевым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный проект федерального закона, Комитет отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 10 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", предоставив субъектам Российской Федерации право снижать налоговую ставку по налогу на профессиональный доход:
с 4 до 2 процентов в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) физическим лицам;
с 6 до 4 процентов в отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) индивидуальным предпринимателям для использования при ведении предпринимательской деятельности и юридическим лицам.
Следует отметить, что проведение эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (далее - НПД) направлено на легализацию самозанятых граждан. В этих целях существенно упрощена процедура регистрации в качестве налогоплательщика нового налогового режима и изначально установлены низкие налоговые ставки.
При применении специального налогового режима НПД физические лица освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц в отношении доходов, являющихся объектом налогообложения НПД. Таким образом, вместо налога на доходы физических лиц с получаемых доходов самозанятые платят НПД по сниженным налоговым ставкам.
Кроме того, налогоплательщикам НПД предоставлено право на получение налогового вычета в размере 10 тысяч рублей, который можно использовать для уменьшения налога. При этом в случае отсутствия облагаемого дохода у налогоплательщиков НПД не возникает обязанности исчисления и уплаты НПД. Кроме того, в течение десяти лет проведения эксперимента не могут вноситься изменения в части увеличения налоговых ставок или уменьшения предельного размера доходов налогоплательщиков НПД. При применении указанного специального налогового режима налогоплательщики НПД освобождаются от обязанности представлять отчетность, применять контрольно-кассовую технику, регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и уплачивать фиксированные страховые взносы.
Таким образом, специальный налоговый режим НПД, переход на который осуществляется в добровольном порядке, в настоящее время уже предусматривает значительно более благоприятные условия, чем при применении других налоговых режимов, в том числе более низкую налоговую нагрузку.
По мнению Счетной палаты Российской Федерации, какой-либо необходимости в популяризации налогового режима НПД за счет снижения ставки НПД в настоящее время не имеется, учитывая, что по состоянию на 31 декабря 2020 года в качестве самозанятых граждан уже зарегистрировано 1,6 млн. человек, на 1 июля 2021 года - 2,5 млн. человек.
Также следует отметить, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", эксперимент проводится с 1 января 2019 года до 31 декабря 2028 года. В период проведения эксперимента, но не позднее чем за 6 месяцев до его окончания Правительство Российской Федерации представляет в Государственную Думу отчет об эффективности (неэффективности) проведенного эксперимента, а также предложения о его продлении, об установлении Налоговым кодексом соответствующего налога, сбора, специального налогового режима либо о прекращении такого эксперимента. С учетом этого, по мнению Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, изменение основных элементов специального налогового режима, к которым также относится налоговая ставка, является преждевременным.
Также обращаем внимание, что установление разных налоговых ставок в субъектах Российской Федерации усложнит администрирование налога. Необходимость осуществлять информационное взаимодействие с каждым субъектом Российской Федерации существенно усложнит параметры информационной системы налоговых органов и повысит риск искажения сведений.
Одновременно следует отметить, что в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации поступления от НПД зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерацию и в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования. В связи с этим реализация положений законопроекта приведет к выпадающим доходам бюджетов субъектов Российской Федерации, а также выпадающим доходам Федерального фонда обязательного медицинского страхования, что, в свою очередь, повлечет необходимость их компенсации из федерального бюджета. При этом источники компенсации в материалах к законопроекту отсутствуют.
Правительство Российской Федерации и Счетная палата Российской Федерации не поддерживают проект федерального закона.
Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, Комитет Совета Федерации по экономической политике и Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера также не поддерживают законопроект.
Исходя из изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 1192824-7 "О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.