Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по защите конкуренции
на проект федерального закона N 9719-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и статью 1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по защите конкуренции рассмотрел проект федерального закона N 9719-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и статью 1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает.
Представленный законопроект разработан в целях снижения антимонопольного контроля в отношении субъектов малого предпринимательства в рамках реализации поручений Президента Российской Федерации по итогам Петербургского международного экономического форума 2021 года.
Законопроектом вносятся изменения в Федеральные законы "О защите конкуренции" и "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в части повышения пороговых значений выручки хозяйствующих субъектов с 400 до 800 млн рублей, до достижения которых к ним не будут применяться отдельные требования антимонопольного законодательства.
Комитет отмечает, что действующей редакцией Федерального закона "О защите конкуренции" предусмотрено освобождение от антимонопольного преследования за действия, не оказывающие существенного влияния на состояние конкуренции, в отношении предпринимателей, у которых выручка от реализации товаров за последний календарный год не превышает 400 млн рублей. Положение таких хозяйствующих субъектов на товарном рынке не может быть признано доминирующим; в отношении них признаются допустимыми соглашения, ограничивающие конкуренцию (кроме картельных); не требуется получение предварительного согласия антимонопольного органа на совершение сделок.
Однако данные антимонопольные иммунитеты не распространяются на весь малый бизнес, разделяя малые предприятия на два вида - обладающие рыночной силой и не обладающие, с применением к ним разного регулирования.
Норматив выручки для отнесения хозяйствующего субъекта к категории малых предприятий определен постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 265 и составляет 800 млн рублей.
Таким образом, предлагаемое повышение предельного значения выручки хозяйствующих субъектов с 400 до 800 млн рублей расширяет сферу применения антимонопольных иммунитетов на все категории малого бизнеса и унифицирует подходы антимонопольного органа к таким экономическим субъектам.
Аналогичное изменение предлагается внести в статью 1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", содержащую норму-изъятие из действующих антимонопольных запретов для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, поставки продовольственных товаров, выручка которых от реализации товаров за последний календарный год не превышает 400 млн рублей. Размер предельной выручки также предлагается повысить до 800 млн рублей. Таким образом, малые предприятия в торговле будут освобождены от антимонопольного преследования за такие нарушения, как навязывание невыгодных условий контрагентам, нарушение порядка ценообразования, ограничение доступа на рынок и др. Кроме того, в отношении указанных субъектов, осуществляющих розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, не будет действовать запрет на приобретение (аренду) дополнительных площадей, даже если доля регионального рынка продаж таких субъектов превышает 25 процентов.
Следует отметить, что все вышеперечисленные иммунитеты не распространяются на: хозяйствующие субъекты, входящие в группу лиц с другими хозяйствующими субъектами; финансовые организации; субъекты естественных монополий; хозяйственные общества с государственным (муниципальным) участием.
По мнению Комитета, освобождение малого бизнеса от чрезмерного антимонопольного контроля создаст дополнительные стимулы для повышения деловой активности в секторе малого предпринимательства, в том числе за счет сокращения издержек на выполнение регуляторных требований и снижения излишней административной нагрузки.
Вместе с тем, Комитет отмечает, что свобода антиконкурентных действий в торговле содержит риски нарушения экономических интересов поставщиков и потребителей на рынках с неразвитой конкуренцией.
Комитет полагает, что необходимо разработать дополнительные механизмы противодействия злоупотреблениям, особенно связанным с нарушением порядка ценообразования.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, доля хозяйствующих субъектов с выручкой от 400 до 800 млн рублей, в отношении которых установлен факт заключения антиконкурентных действий, составляет примерно 20%. В этом же сегменте доля ходатайств о согласовании коммерческих сделок составляет порядка 15%.
Понимая, что необходимость снижения контроля в отношении малого бизнеса обусловлена последствиями от антимонопольных расследований и санкций в виде оборотных штрафов, иногда приводящих к вынужденному закрытию бизнеса, Комитет считает целесообразным также рассмотреть вопрос дифференциации ответственности малого бизнеса соразмерно рыночной силе правонарушения.
В целом Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона N 9719-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и статью 1 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.К. Гартунг |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.