Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию и науке от 15 июня 2021 г.
(седьмого созыва)
на проект федерального закона N 1157337-7 "О ежегодной денежной выплате в связи с началом учебного года"
(протокол N 132-1)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по образованию и науке в соответствии с пунктом 92 протокола заседания Совета Государственной Думы от 17 мая 2021 года N 312 рассмотрел проект указанного федерального закона в части своей компетенции и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается установить, что проживающие на территории Российской Федерации родители (опекуны, попечители) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации и осваивающего общеобразовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, имеют право на получение один раз в год денежной выплаты в связи с началом учебного года в размере 10 000 рублей.
Как следует из пояснительной записки к рассматриваемому законопроекту, необходимость его разработки была продиктована тем, что в условиях пандемии многие граждане потеряли работу, лишились привычного дохода и испытывают серьезные финансовые затруднения в подготовке своих детей к школе, в приобретении им обуви, школьной формы и всех необходимых школьных принадлежностей.
Комитет обращает внимание на то, что субъектами права получения денежной выплаты законопроектом определены родители (опекуны, попечители) ребенка. Согласно статьям 26 и 28 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации законными представителями для несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), являются родители, усыновители или попечители.
В то же время, согласно части 4 статьи 155.1. Семейного кодекса Российской Федерации исполнение обязанностей опекуна или попечителя ребенка, находящегося в образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста восемнадцати лет возлагается на органы опеки и попечительства. Кроме этого, в соответствии с частью 2 статьи 123 Семейного кодекса Российской Федерации до устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в организации, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.
В силу указанных обстоятельств, предлагаемая в законопроекте выплата будет предоставлена не всем детям, осваивающим основные общеобразовательные программы. За рамками возможности получения выплат остаются усыновленные дети, а так же наиболее нуждающиеся обучающиеся, в частности дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Финансово-экономическое обоснование к рассматриваемому проекту федерального закона "О ежегодной денежной выплате в связи с началом учебного года" определяет, что дополнительные расходы федерального бюджета могут составить 165 миллиардов рублей в год и что Фонд национального благосостояния может быть источником указанных дополнительных расходов. Комитет разделяет мнение Правительства Российской Федерации о том, что финансирование расходов, связанных с реализацией законопроекта не может быть осуществлено из средств Фонда национального благосостояния, поскольку не соответствует целям создания указанного фонда.
Законопроектом предполагается, что организация и реализация выплат в связи с началом учебного года будет проводиться территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации. Вместе с тем, полномочия Пенсионного фонда определены Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в котором предлагаемые полномочия не установлены.
По мнению Комитета, нуждается в дополнительном обсуждении и доработке часть 7 рассматриваемого законопроекта, в которой определено, что "ежегодная выплата в связи с началом учебного года не учитывается в составе дохода семей лиц, названных в части 1 настоящего Федерального закона, при предоставлении этим лицам иных мер социальной поддержки". Можно только предположить, что речь идет о совокупном доходе семей, как показателе, используемом при расчетах мер социальной поддержки. Кроме этого отсутствует обоснование того, почему указанные средства не должны быть учтены в данном случае.
Комитет Государственной Думы по образованию и науке поддерживает замечания, изложенные в заключении Правительства Российской Федерации, а именно то, что:
отсутствие дополнительной конкретизации условий получения денежной выплаты может привести к рискам получения указанной выплаты лицами, не принимающими участия в воспитании и содержании ребенка, а также использовании предоставляемой денежной выплаты на иные цели;
законопроект предусматривает для получения денежной выплаты подачу соответствующего заявления и других необходимых документов, перечень которых не приведен.
На основании вышеизложенного Комитет Государственной Думы по образованию и науке не поддерживает принятие проекта федерального закона N 1157337-7 "О ежегодной денежной выплате в связи с началом учебного года".
Председатель Комитета |
В.А. Никонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.