Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 55151-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (далее - законопроект) разработан в целях обеспечения граждан-должников правовыми гарантиями, обеспечивающими окончание, а также прекращение судебным приставом-исполнителем исполнительного производства в течении трех суток со момента наступления бесспорных оснований для его окончания или прекращения.
Статьями 43 и 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определены основания для окончания и прекращения исполнительных производств судебным приставом-исполнителем. К числу таких оснований относятся случаи фактического исполнения гражданином-должником судебного акта, на основании которого ранее было возбуждено исполнительное производство (в том числе при фактическом исполнении за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство), признания гражданина-должника банкротом, отмене судебного акта, в отношении которого возбуждено исполнительное производство, отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство, возвращения взыскателю исполнительного документа в связи с отсутствие у гражданина-должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
Для указанных бесспорных случаев окончания или прекращения приставами исполнительных производств (с одновременной отменой наложенных в рамках этих производств арестов на имущество гражданина-должника и иных в отношении него ограничений) действующее законодательство (часть 1 статьи 39 ФЗ N 229-ФЗ) устанавливает двухмесячный срок в течение которого судебный пристав исполнитель обязан окончить или прекратить исполнительное производство в отношении гражданина-должника.
Указанный срок для окончания или прекращения исполнительных производств в отношении гражданина-должника, является значительным и его применение, приводит к не благоприятным имущественным последствиям для гражданина-должника. Так, к примеру, судебный пристав-исполнитель в течение двух месяцев (то есть срока для окончания приставом производства) с момента предоставления гражданином-должником в подразделение судебных приставов копии определения об отмене в судебном порядке судебного приказа, продолжает удерживать на основании уже отменного приказа половину дохода гражданина-должника. Для возврата удержанных по отменному приказу средств, гражданину необходимо обращаться повторно в суд с заявлением о повороте судебного акта, после чего получить исполнительный лист на удержанную сумму и предъявить к исполнению для взыскания со взыскателя. Для реализации указанной процедуры, требуется от двух месяцев, и не всегда (в случае безнадежности взыскателя) приводит к возврату удержанных средств в пользу гражданина-должника.
Действующее законодательство об исполнительном производстве, устанавливающее двухмесячный срок для окончания исполнительного производства при банкротстве гражданина-должника не согласуется со статьёй 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", где указано, что после введения конкурсного производства, в том числе в отношении гражданина-должника, прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур, применяемых в деле о банкротстве, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Таким образом, законодательством о банкротстве определено, что с момента признания гражданина-банкротом пристав обязан окончить все возбужденные в отношении него исполнительные производства и прекратить по ним удержания.
Анализ правоприменительной практики показывает, что зачастую судебные приставы-исполнители при наступлении бесспорных оснований для окончания или прекращения исполнительных производств в отношении граждан-должников затягивают сроки окончания или прекращения таких производств.
В связи с несвоевременным окончанием или прекращением судебным приставом-исполнителем исполнительных производств, граждане-должники и (или) финансовые управляющие (в случае банкротства гражданина-должника) вынуждены оспаривать действия судебных приставов-исполнителей в судебном порядке. Разбирательство спора как правило занимает не менее двух месяцев (обжалование через руководство подразделения судебных приставов, далее в суде).
Все это время граждане остаются лишенными дохода в размере регионального прожиточного минимума, который им гарантируется на период личного банкротства до момента вынесения судом определения о списании долгов (ст. 213.5 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
В декабре 2021 года Государственной Думой РФ принят Федеральный закон от 21.12.2021 N 417-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по вопросам цифровой трансформации принудительного исполнения исполнительных документов.
Указанный нормативный акт предусматривает трехдневный срок для возбуждения исполнительного производства.
Между тем, фиксированный срок окончания или прекращения исполнительных производств законодательством не предусмотрен, что создает правовую неопределенность для должника с точки зрения момента принятия соответствующего решения, с которым указанный статус утрачивается, и предпосылки коррупционного риска.
Кроме того, Федеральный закон от 21.12.2021 N 417-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (статья 14 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" дополнена частью 2 ) устанавливает, что решения приставов об окончании или прекращении исполнительных производств принимаются в автоматическом режиме (без участия должностных лиц службы судебных приставов).
Основанием такого автоматического прекращения или окончания производств является полученная приставами информация (к примеру, сведения от банков об оплате долга, от ФНС об оплате задолженности по налогам и пр.).
В правоприменительной практике не во всех случаях исполнительные производства могут быть прекращены или окончены в автоматическом режиме, поскольку не у всех юридических лиц налажено электронное взаимодействие с ФССП России.
Задолженность по исполнительным документам может быть погашена и наличными денежными средствами. В таком случае окончание исполнительного производства произойдет с момента получения судебными приставами соответствующих достоверных сведений о полном погашении задолженности.
В указанных случаях согласно требованиям действующего законодательства судебный пристав-исполнитель будет оканчивать исполнительное производство в течение двух месяцев (часть 1 статьи 39 ФЗ N 229-ФЗ).
Кроме того, закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях цифровой трансформации принудительного исполнения исполнительных документов" предусматривает возможность автоматического окончания или прекращения исполнительных производств после рассмотрение заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, поданных путем заполнения полей интерактивных форм заявлений, ходатайств, размещенных на Едином портале государственных и муниципальных услуг.
По данным Правительства Российской Федерации на июнь 2021, из 146 млн. граждан Российской Федерации только 78,5 млн. человек имеют подтвержденную запись на портале государственных услуг.
При этом большинство граждан, не имеющих личного кабинета на сайте государственных услуг - пенсионеры, которые также являются должниками в рамках исполнительных производств. Таким образом, эти граждане-должники, не имеющие подтвержденную запись на сайте государственных услуг, не смогут согласно принятым поправкам подать заявление о прекращении или окончании исполнительного производства при наличии на то законных оснований. Эти должники должны для окончания или прекращения производства должны будут в бумажной форме обратиться в службу приставов. В таком случае снова будет действовать двухмесячный срок для рассмотрения их обращений и окончания или прекращения производств.
В целях недопущения сложившейся практики затягивания приставами действий по окончанию или прекращению исполнительных производств при наступлении бесспорных законных оснований, и как следствие использования приставами ограничений к распоряжению гражданами принадлежащего им имущества (в том числе доходов) и иных ограничений, законопроектом предлагается дополнить статью 43 частью 4, а также внести изменения в часть 1.1 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Согласно предложенным изменениям (дополнениям), исполнительное производство подлежит окончанию или прекращению в течение трех дней с момента фактического исполнения гражданином-должником требования исполнительного документа, на основании которого ранее было возбуждено исполнительное производство, фактического исполнения за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство), отмены судебного акта, в отношении которого возбуждено исполнительное производство, отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство, признании гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, банкротом и введении реализации имущества гражданина. Основанием прекращения или окончания исполнительного производства является полученная приставами информация, а также документы, перечень которых определен проектом закона.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в ФЗ "Об исполнительном производстве" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в ФЗ "Об исполнительном производстве" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.