Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию от 23 декабря 2021 г. N 3.7-03/4147
по проекту федерального закона N 1243284-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
принятому Государственной Думой 17 декабря 2021 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (проект N 1243284-7), принятый Государственной Думой 17 декабря 2021 года (далее - Федеральный закон), и отмечает следующее.
Законодательство по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества успешно реализуется более десяти лет. Однако на практике все еще возникают проблемы в данной сфере, в частности касающиеся оформления прав на земельные участки, на которых расположены жилые дома.
В этой связи Федеральный закон предусматривает внесение изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и Федеральный закон от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Устанавливается положение о том, что, если земельный участок предоставлен гражданину до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности.
Определяется механизм предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены жилые дома. Так, до 1 марта 2031 года гражданин, использующий для постоянного проживания возведенный до 14 мая 1998 года жилой дом, который расположен в границах населенного пункта, имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно.
Образование земельного участка, на котором расположен такой жилой дом, осуществляется на основании схемы расположения земельного участка в случае, если отсутствует утвержденный проект межевания территорий, предусматривающий образование такого земельного участка, либо утвержденный проект межевания не предусматривает образование такого земельного участка.
Федеральным законом устанавливается перечень документов, необходимых для предварительного согласования предоставления земельного участка. При этом законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные документы, которые могут быть предоставлены гражданином для подтверждения соответствия земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, необходимым условиям.
Помимо этого, до 1 марта 2031 года продлевается срок действия упрощенного порядка оформления гражданами своих прав на жилые или садовые дома, созданные на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости.
Также до 1 марта 2031 года Федеральным законом продлевается действие уведомительного порядка строительства жилых домов, жилых строений или объектов индивидуального жилищного строительства, строительство которых начато до 4 августа 2018 года и в отношении которых не было получено разрешение на строительство. В данном случае получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется.
Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2022 года.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.П. Майоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.