Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера от 22 декабря 2021 г. N 3.2-05/4025
по проекту федерального закона N 1243284-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (проект N 1243284-7), принятый Государственной Думой 17 декабря 2021 года (далее - Федеральный закон), и отмечает следующее.
Федеральным законом вносятся изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и ряд других федеральных законов, направленные на дополнение случаев применения упрощенного порядка оформления в собственность гражданами жилых домов и земельных участков.
Федеральным законом до 1 марта 2031 года вводится механизм предоставления гражданам в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены используемые такими гражданами для постоянного проживания жилые дома, возведенные до 14 мая 1998 года в границах населенного пункта и право собственности на которые у граждан и иных лиц отсутствует.
Образование земельного участка, на котором расположен такой жилой дом, осуществляется на основании схемы расположения земельного участка в случае, если отсутствует утвержденный проект межевания территорий.
Федеральным законом определен перечень документов, необходимых для предоставления гражданам земельных участков, расположенных под такими жилыми домами. Так, к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или о предоставлении такого земельного участка прилагаются:
- схема расположения земельного участка (в случае, если земельный участок подлежит образованию);
документ, подтверждающий подключение (технологическое присоединение) жилого дома к сетям инженерно-технического обеспечения и (или) подтверждающий осуществление оплаты коммунальных услуг;
документ, который подтверждает проведение государственного технического учета и (или) технической инвентаризации жилого дома до 1 января 2013 года и из которого следует, что заявитель является правообладателем жилого дома либо заказчиком изготовления указанного документа и жилой дом возведен до 14 мая 1998 года, и другие.
Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен иной перечень документов.
Федеральным законом предусматривается, что в предоставлении земельного, участка не может быть отказано по причине отсутствия в градостроительном регламенте вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусматривающих возможность размещения жилых домов в границах такой территориальной зоны, а также несоответствия площади образуемого земельного участка предельным размерам и предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В период рассмотрения заявления гражданина о предоставлении земельного участка, на котором расположен используемый им для проживания жилой дом, орган местного самоуправления не вправе принимать решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.
Государственная регистрация права собственности на земельный участок будет осуществляться одновременно с государственным кадастровым учетом жилого дома.
Данное правовое регулирование не распространяется на многоквартирные дома и дома блокированной застройки, а также на случаи, если расположенный на земельном участке жилой дом в судебном или в ином предусмотренном законом порядке признан самовольной постройкой, подлежащей сносу.
Одновременно Федеральным законом до 1 марта 2031 года продлевается срок действия упрощенного порядка оформления гражданами своих прав на жилые или садовые дома, созданные на земельном участке, предназначенном для ведения садоводства, индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок.
На тот же срок (до 1 марта 2031 года) продлевается действие уведомительного порядка строительства жилых домов, жилых строений или объектов индивидуального жилищного строительства, строительство которых начато до 4 августа 2018 года и в отношении которых не было получено разрешение на строительство.
Кроме того, Федеральным законом установлена возможность определения границ земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома на основании схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории, подготовленных с соблюдением процедуры общественных обсуждений или публичных слушаний.
Данные изменения направлены на сокращение сроков оформления земельных участков под многоквартирными домами и защиту прав граждан на придомовые территории.
Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2022 года.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.А. Шевченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.