Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию от 23 декабря 2021 г. N 3.7-03/4141
по проекту федерального закона N 1115663-7 "О семеноводстве", принятому Государственной Думой 22 декабря 2021 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рассмотрел Федеральный закон "О семеноводстве" (проект N 1115663-7), принятый Государственной Думой 22 декабря 2021 года (далее - Федеральный закон), и отмечает следующее.
Федеральный закон направлен на создание условий для развития отрасли семеноводства и рынка семян в Российской Федерации, информирование отечественных производителей и потребителей семян о наличии на рынке качественного посевного материала с заданными характеристиками, необходимыми для воспроизводства в конкретных условиях Российской Федерации и получения гарантированного урожая, повышение качества семенного материала, контроль наличия генно-инженерно-модифицированных организмов в семенах, а также показателей сортовых и посевных (посадочных) качеств семян, устранение избыточных административных барьеров в указанной сфере.
Федеральный закон регулирует отношения в области семеноводства в части производства (выращивания), хранения, транспортировки, реализации семян сельскохозяйственных растений, их использования, включая оказание услуг в указанной области, а также ввоза семян сельскохозяйственных растений в Российскую Федерацию и вывоза семян из Российской Федерации, устанавливает требования к определению показателей сортовых и посевных (посадочных) качеств семян сельскохозяйственных растений, а также к соблюдению запретов и ограничений, связанных с ввозом в Российскую Федерацию и выращиванием на территории Российской Федерации семян сельскохозяйственных растений (посадочного материала), в том числе содержащих генно-инженерно-модифицированные организмы.
Положения Федерального закона не применяется к отношениям, связанным с использованием физическими лицами семян сельскохозяйственных растений для собственных нужд (личных, семейных, домашних или иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности).
Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями по разработке и реализации в Российской Федерации единой государственной политики в области семеноводства, в том числе предусматривается полномочие по утверждению порядка формирования, ведения Государственного реестра сортов и гибридов сельскохозяйственных растений, допущенных к использованию (далее - Государственный реестр), а также перечня родов и видов сельскохозяйственных растений, сорта или гибриды которых подлежат включению в Государственный реестр (далее - Перечень).
Также Правительством Российской Федерации устанавливаются правила локализации производства семян сельскохозяйственных растений на территории Российской Федерации.
На территории Российской Федерации запрещается реализация семян сортов или гибридов, не прошедших испытания в различных почвенно-климатических зонах и сведения о которых не внесены в Государственный реестр, за исключением сортов и гибридов сельскохозяйственных растений, которые не вошли в Перечень. При этом указанные испытания будут проводиться за счет средств заявителя, также предусмотрена возможность их проведения подведомственными Минсельхозу России учреждениями за счет федерального бюджета (за исключением ввозимых семян, которые будут исследоваться только за счет средств собственника).
По результатам испытаний собственнику будет выдаваться генетический паспорт на сорт или гибрид сельскохозяйственного растения, на основе которых формируется банк стандартных образцов.
Устанавливается, что сведения, содержащиеся в Государственном реестре, являются общедоступными и размещаются в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе в форме открытых данных.
Положениями Федерального закона устанавливается, что за внесение сведений о сорте или гибриде в Государственный реестр взимается пошлина в размере и порядке, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
При этом сорта и гибриды сельскохозяйственных растений, включенные в Государственный реестр до 1 сентября 2023 года, считаются включенными в него без дополнительных испытаний.
Уточняются также полномочия федеральных органов исполнительной власти.
Так, в соответствии с положениями Федерального закона, к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области семеноводства сельскохозяйственных растений, в том числе относятся создание и эксплуатация федеральной государственной информационной системы в области семеноводства сельскохозяйственных растений, создание банка стандартных образцов семян сортов и гибридов сельскохозяйственных растений, формирование и ведение Государственного реестра, утверждение обязательных требований к показателям сортовых и посевных (посадочных) качеств семян сельскохозяйственных растений, порядка хранения, производства и использования семян сельскохозяйственных растений.
К полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений относятся осуществление федерального государственного контроля (надзора) и проведение анализа рисков в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений, проведение аудита лабораторий иностранных государств по испытанию семян сельскохозяйственных растений, предназначенных для ввоза в Российскую Федерацию из иностранных государств или групп иностранных государств в целях их использования для посевов (посадок), разработка критериев и условий, необходимых для проведения лабораторных исследований в области семеноводства.
Закрепляется норма о финансировании научных исследований в области семеноводства осуществляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов, средств организаций, а также за счет других источников финансирования.
Устанавливается, что предметом федерального государственного контроля (надзора) в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений является соблюдение установленных Федеральным законом, Федеральным законом от 5 июля 1996 года N 86-ФЗ "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности" и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами обязательных требований. Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений утверждается Правительством Российской Федерации.
Следует отметить, что определение наличия в посевах (посадках) и семенах сельскохозяйственных растений, предназначенных для производства семян или воспроизводства сельскохозяйственных растений, генно-инженерно-модифицированных организмов осуществляется путем анализа таких посевов (посадок) и семян на наличие генно-инженерно-модифицированных организмов аккредитованными испытательная лабораториями или органами инспекции одновременно с определением показателей сортовых и посевных (посадочных) качеств семян сельскохозяйственных растений.
В случае выявления генно-инженерно-модифицированных организмов при определении показателей сортовых и посевных (посадочных) качеств семян сельскохозяйственных растений собственник и (или) владелец посевов (посадок) или семян сельскохозяйственных растений либо аккредитованные испытательные лаборатории или органы инспекции, обязаны в течение трех дней уведомить федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений.
Для исключения поступления на рынок фальсифицированных семян, семян с низкими сортовыми и посевными качествами сельскохозяйственных растений Федеральным законом предусматривается создание федеральной государственной информационной системы в области семеноводства сельскохозяйственных растений, оператором которой является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области семеноводства сельскохозяйственных растений, определяется порядок ее функционирования и подлежащая включению в нее информация.
Ввиду значительных нормативных изменений, предусмотренных Федеральным законом, он в целом вступает в силу с 1 сентября 2023 года, а его отдельные положения, касающиеся генетической паспортизации сортов и гибридов сельскохозяйственных растений, с 1 сентября 2024 года.
Принятие Федерального закона "О семеноводстве" потребует подготовки нормативных правовых актов.
Федеральным законом также предусматривается признание утратившим силу Федерального закона от 17 декабря 1997 года N. 149-ФЗ "О семеноводстве".
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона он вступает в силу с 1 сентября 2023 года.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации, и может быть рассмотрен в Совете Федерации не позднее 5 января 2021 года.
Учитывая изложенное, Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О семеноводстве".
Председатель Комитета |
А.П. Майоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.