Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по физической культуре и спорту
по проекту федерального закона N 1175525-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (в части противодействия противоправному влиянию на результаты официальных спортивных соревнований), внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по физической культуре и спорту (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 1175525-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (в части противодействия противоправному влиянию на результаты официальных спортивных соревнований), внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект), и отмечает следующее.
Законопроект разработан в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 года N 2221-р "Об утверждении плана по реализации мер, необходимых для обеспечения готовности Российской Федерации к выполнению обязательств государства - участника Конвенции Совета Европы против манипулирования спортивными соревнованиями".
Предлагаемые законопроектом изменения направлены на обеспечение исполнения указанного распоряжения Правительства Российской Федерации и предполагают уточнение законодательного регулирования в части противодействия противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований.
В этой связи законопроектом предусматривается внесение следующих изменений в Федеральный закон от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Закон о спорте):
1) закрепление термина "конфликт интересов в сфере физической культуры и спорта", под которым предлагается определить ситуацию, при которой заинтересованность (прямая или косвенная) физических лиц, состоящих в трудовых или гражданско-правовых отношениях с организатором официального спортивного соревнования (юридическим лицом) или с организацией, участвующей в подготовке и проведении соответствующего официального спортивного соревнования, лиц, непосредственно участвующих в официальном спортивном соревновании, иных связанных с ними лиц, в получении лично либо через посредника материальной выгоды или иного преимущества, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное выполнение ими своих обязанностей в целях манипулирования результатом официального спортивного соревнования, в том числе, путем использования имеющейся в их распоряжении в связи с осуществлением должностных обязанностей или обязанностей по гражданско-правовому договору инсайдерской информации в сфере физической культуры и спорта.
2) закрепление термина "противоправное влияние на результат официального спортивного соревнования (манипулированием спортивным соревнованием)", под которым предлагается понимать совершение в целях достижения определенных результатов хотя бы одного из следующих деяний:
- подкуп спортсменов, спортивных судей, тренеров, руководителей, спортивных команд, других участников и организаторов официального спортивного соревнования, принуждение или склонение указанных лиц к оказанию такого влияния или совершение этих действий по предварительному сговору с указанными лицами;
- получение спортсменами, спортивными судьями, тренерами, руководителями спортивных команд, другими участниками и организаторами официального спортивного соревнования (в том числе их работниками) денег, ценных бумаг, иного имущества, пользование указанными лицами услугами имущественного характера, извлечение ими других выгод и преимуществ или их предварительный сговор;
- использование, распространение и (или) предоставление полученной физическим лицом инсайдерской информации;
- непринятие мер по предотвращению конфликта интересов, в том числе, невключение в положения (регламенты) об официальных спортивных соревнованиях требований о предотвращении конфликта интересов в сфере физической культуры и спорта.
3) закрепление термина "инсайдерская информация в сфере физической культуры и спорта", под которой предлагается понимать информацию, составляющую коммерческую или иную охраняемую законом тайну, а также иную информацию, определяемую общероссийскими спортивными федерациями. В этой связи предлагается наделить общероссийские спортивные федерации и профессиональные спортивные лиги полномочием по установлению перечней инсайдерской информации в отношении развиваемого ею вида (видов) спорта и (или) проводимых официальных спортивных соревнований. Порядок и критерии отнесения общероссийскими спортивными федерациями и профессиональными спортивными лигами информации к инсайдерской информации в сфере физической культуры и спорта будет определен Министерством спорта Российской Федерации.
При этом к инсайдерской информации в сфере физической культуры и спорта не может быть отнесена общедоступная информация, к которой относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен, а также информация, опубликованная в средствах массовой информации.
Представляется, что предлагаемые проектом федерального закона изменения в части установления дополнительных полномочий общероссийских спортивных федераций и профессиональных спортивных лиг позволят обеспечить наиболее полный охват специфики вида (видов) спорта для целей противодействия манипулированию спортивными соревнованиями.
Таким образом, проектируемые изменения в полной мере позволят обеспечить выполнение обязательств Российской Федерации, возникающих в связи с ратификацией Конвенции Совета Европы против манипулирования спортивными соревнованиями.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию законопроекта.
Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом: от исполнительных органов субъектов Российской Федерации (46) и от законодательных органов субъектов Российской Федерации (37) получены положительные отзывы, отрицательных отзывов нет.
Вместе с тем, Комитет обращает внимание на то, что для эффективной реализации проектируемых положений необходимо в проекте федерального закона предусмотреть отсылочную норму об административной ответственности за совершение действий, связанных с противоправным влиянием на результаты официальных спортивных соревнований.
Кроме того, потребуется внесение коррелирующих изменений в "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ в части введения административной ответственности за совершение действий, связанных с противоправным влиянием на результаты официальных спортивных соревнований. В том случае если указанное предложение не будет принято во внимание, предлагаемые проектом федерального закона изменения будут носить декларативный характер.
В связи с изложенным, Комитет поддерживает проект федерального закона N 1175525-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (в части противодействия противоправному влиянию на результаты официальных спортивных соревнований), внесенный Правительством Российской Федерации, и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении с учетом указанного предложения.
Председатель Комитета |
Д.А. Свищев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.