Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по энергетике
по проекту федерального закона N 22629-8 "О внесении изменения в статью 23.2 Федерального закона "Об электроэнергетике" (в части совершенствования технологического присоединения энергопринимающих устройств)
(утв. Решением Комитета Государственной Думы по энергетике от 13 декабря 2021 г. N 3.25-5/8)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по энергетике (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 22629-8 "О внесении изменения в статью 23.2 Федерального закона "Об электроэнергетике" (в части совершенствования технологического присоединения энергопринимающих устройств) (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и сообщает следующее.
Процесс технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к электрической сети сетевой организации регламентирован Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, и Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178.
В целях улучшения инвестиционного климата и стимулирования доступности электросетевой инфраструктуры были определены две льготные группы потребителей по оплате услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям:
1) потребители с максимальной мощностью энергопринимающих устройств до 15 кВт, для которых плата за технологическое присоединение установлена в размере 550 руб., возможность представления льготы - не более одного раза в течение трех лет при соблюдении установленных условий и с учетом особенностей для ряда потребителей;
2) потребители с максимальной мощностью энергопринимающих устройств от 15 до 150 кВт (юридические лица и индивидуальные предприниматели) включительно, плата за технологическое присоединение для которых взимается без инвестиционной составляющей на покрытие расходов на строительство "последней мили" (от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых устройств) и возможностью получения беспроцентной рассрочки платежа в размере 95% с условием ежеквартального внесения платы равными долями от общей суммы рассрочки на период до 3 лет с даты подписания сторонами акта об осуществлении технологического присоединения.
Кроме того, из платы за технологическое присоединение исключены инвестиционные расходы сетевых компаний, связанные с развитием существующей инфраструктуры.
По данным ПАО "Россети" за период 2009 - 2020 гг. было присоединено:
- потребителей категории до 15 кВт более 3,1 млн ед. суммарной мощностью более 32 ГВт;
- потребителей категории 15 - 150 кВт более 99 тыс. ед. суммарной мощностью более 6 ГВт.
В рамках рейтинга Всемирного банка "Ведение бизнеса" Российской Федерацией достигнуты существенные результаты: с 2012 года по показателю "Подключение к системе электроснабжения" со 183 позиции в рейтинге поднялась до 7 места в 2020 году, проведены существенные реформы по сокращению сроков, этапов и стоимости подключения.
Продолжительное предоставление льгот по оплате услуг по технологическому присоединению привело к появлению ряда проблем в электросетевом комплексе в частности и отрасли электроэнергетики в целом.
Во-первых, к увеличению нагрузки на тариф на услуги по передаче электроэнергии, так как часть затрат сетевых организаций компенсируются путем включения данных расходов при установлении тарифов на услуги по передаче электроэнергии и распределяются между всеми потребителями услуг по передаче электрической энергии (а не только для присоединяемых льготников).
Однако компенсация затрат, включаемая в тариф, подлежит компенсации в течение 35 лет и ограничивается регулированием темпа роста тарифов на передачу электрической энергии на уровне инфляция -1%.
По оценке ПАО "Россети" за 2009 - 2020 годы выпадающие доходы от деятельности по технологическому присоединению льготной категории (до 150 кВт) составили 190,4 млрд руб., в том числе по категории 15-150 кВт - 28,5 млрд руб., из них компенсировано в тарифе на передачу электроэнергии - 67,2 млрд руб., в том числе по категории 15-150 кВт - 7,9 млрд руб., подлежит компенсации в течение 35 лет - 63,1 млрд руб., в том числе по категории 15-150 кВт - 3,6 млрд руб., некомпенсированные выпадающие доходы - 60,1 млрд руб., в том числе по категории 15-150 кВт - 17 млрд руб.
Оплата по технологическому присоединению составляет 10-15% соответствующих затрат электросетевых организаций.
В связи с этим, более половины всего объема финансирования, требуемого на реализацию технологического присоединения, компенсируется за счет собственных средств сетевых организаций, в том числе амортизации, что ведет к уменьшению средств, которые должны направляться на модернизацию и реновацию существующих сетей, и оказывает негативное влияние на надежность всего электросетевого комплекса.
При этом, с целью получения большей мощности, но на условиях льготного присоединения, недобросовестные заявители злоупотребляют предоставленными льготами и разделяют общую мощность энергопринимающих устройств на части, не превышающие 150 кВт, и подают несколько заявок вместо одной.
Несмотря на стабильный спрос на технологическое присоединение льготной категории заявителей (460 тыс. заявок мощностью 7 ГВт ежегодно), фактически потребляемая мощность остаётся на уровне не более 20%, что говорит о неэффективности действующего механизма субсидирования технологического присоединения.
Существующее правовое регулирование приводит к строительству избыточной электросетевой инфраструктуры, дополнительной ценовой нагрузке на всех потребителей региона, в части оплаты услуг по передаче электрической энергии, к наращиванию некомпенсируемых выпадающих доходов сетевых организаций, возникновению у них кассовых разрывов, что ведет к снижению надежности работы сетей, влекущее нарушение качества поставляемой электроэнергии, снижению платежной дисциплины и финансовой устойчивости во всем электросетевом комплексе.
Имеются многочисленные случаи злоупотреблений со стороны потребителей, в связи с чем сетевые компании вынуждены тратить средства на сооружение электросетевой инфраструктуры, значительно превышающие плату за технологическое присоединение и значительно превышающие потребность заявителя в потребляемой мощности.
Для решения указанных проблем, законопроектом предполагается корректировка механизма технологического присоединения с постепенным переходом на полную компенсацию затрат сетевым компаниям на осуществление технологического присоединения заявителей с энергопринимающими устройствами мощностью до 150 кВт (оплату затрат сетевых компаний на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики).
Законопроектом предусматривается, что с 1 июля 2022 года размер включаемой в состав платы за техприсоединение таких устройств инвестиционной составляющей на покрытие расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики - составит 50% от величины указанных расходов, а с 1 января 2023 года - 100%.
При этом расходы, не учитываемые с 1 октября 2015 года по 31 декабря 2022 года в составе платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более чем 150 кВт, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
По решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, размер включаемой в состав за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт инвестиционной составляющей на покрытие расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства может быть уменьшен, при условии компенсации сетевой организации разницы за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Законопроект оставляет за Правительством Российской Федерации право определять размер платы за технологическое присоединение объектов микрогенерации и энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 15 кВт, а также до 150 кВт включительно (с учетом мощности ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения).
Законопроектом снимается обязанность с уже подключенных потребителей оплачивать затраты сетевых организаций, связанных с подключением новых потребителей (в составе конечных цен на электрическую энергию), а также закрепляются подходы по установлению платы за технологическое присоединение на экономически обоснованном уровне.
Для граждан, имеющих право на льготы от государства предусматривается льготный порядок технологического присоединения к электрическим сетям.
Кроме того, законопроект создает предпосылки для более эффективного использования существующих объектов электросетевого хозяйства для технологического присоединения крупных потребителей.
Законопроектом предусматривается снятие с 1 июля 2024 г. запрета на включение в состав платы за технологическое присоединение для потребителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет более 150 кВт, а также для генерирующих объектов к объектам сетевых организаций инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры. Это позволит указанным заявителям завершить текущие проекты в соответствии с действующим порядком.
Таким образом, законопроект создает возможность увеличить сетевым компаниям объем финансирования на реконструкцию существующих объектов электроэнергетики и строительства новых объектов электроэнергетики, что повысит надежность функционирования электросетей, уменьшит количество сбоев в работе электросетей и удовлетворит потребность потребителей в качественной поставке электрической энергии.
Учитывая вышеизложенное, Комитет поддерживает принятие в первом чтении проекта федерального закона N 22629-8 "О внесении изменения в статью 23.2 Федерального закона "Об электроэнергетике" (в части совершенствования технологического присоединения энергопринимающих устройств).
Председатель Комитета |
П.Н. Завальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.