Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 1233921-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" по вопросам установления возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости, 60 и 55 лет (соответственно мужчинам и женщинам)"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел указанный проект федерального закона, внесенный депутатами Государственной Думы Г.А. Зюгановым, О.Н. Смолиным и другими, а также сенатором Российской Федерации В.Н. Иконниковым и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в ряд положений Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ), направленные на возврат общеустановленного пенсионного возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчинам и женщинам), предусмотренного законодательством, действовавшим по состоянию на 31 декабря 2018 года, а также на отмену отложенного срока назначения страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую, медицинскую и творческую деятельность.
Одновременно с этим корректируются положения, введенные Федеральным законом от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" (далее - Федеральный закон N 350-ФЗ) в целях смягчения последствий повышения пенсионного возраста.
В частности, снижаются на два года стажевые требования для досрочного (на два года ранее) выхода на пенсию в связи с длительным стажем работы до 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, а также снижен пенсионный возраст для женщин, родивших четырех и трех детей, до 51 года и 52 лет соответственно.
По сути, авторы законопроекта, предлагают отменить изменения, введенные Федеральным законом N 350-ФЗ в части повышения пенсионного возраста, при этом для тех преференций, которые были введены Федеральным законом N 350-ФЗ, законопроектом устанавливаются еще более льготные условия реализации гражданами права на страховую пенсию по старости.
Следует также отметить, что вступившим в силу с 1 января 2019 года Федеральным законом N 350-ФЗ были внесены изменения не только в Федеральный закон N 400-ФЗ, но и еще в восемь законодательных актов.
Вместе с тем законопроект, изменяя нормы Федерального закона N 400-ФЗ, не содержит положений о внесении изменений, например, в Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в части снижения возраста, в котором возникает право на социальную пенсию (65 и 70 лет у женщин и мужчин соответственно).
Также обращаем внимание, что предложенный законопроектом подход не учитывает изменений, внесенных с 1 января 2019 года в связи с повышением общеустановленного пенсионного возраста в законодательство Российской Федерации, а также нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, предусматривающих установление отдельных видов пенсионных, социальных, трудовых, налоговых и иных льгот.
Следует отметить также, что предлагая снижение пенсионного возраста, авторы законопроекта не учитывают предусмотренную Федеральным законом N 350-ФЗ индексацию страховых пенсий на период 2019 - 2024 годов выше уровня инфляции. Такие повышенные темпы роста размеров страховых пенсий обеспечены, в том числе, за счет направления на эти цели полученной экономии средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета, возникшей в связи с более поздним выходом граждан на страховую пенсию.
Кроме того, отмечаем, что в законопроекте отсутствуют положения, касающиеся пенсионных прав граждан, которым не были назначены пенсии в период с 1 января 2019 года (дата вступления в силу Федерального закона N 350-ФЗ) до 1 января 2022 года (предлагаемая дата вступления в силу положений рассматриваемого законопроекта), или были назначены в более позднем возрасте.
Правительством Российской Федерации законопроект не поддерживается. При этом в его заключении указано, что назначение страховых пенсий по старости в новом нормативном возрасте начнет осуществляться только в 2028 году, а в пояснительной записке к законопроекту отсутствуют объективные обоснования необходимости внесения предусмотренных законопроектом изменений. Кроме того, отмечается, что в нарушение статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, законопроект не содержит норм, определяющих источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, которые возникнут в связи с реализацией закона в случае его принятия.
Комитет Совета Федерации по социальной политике, не поддерживая концепцию законопроекта, отмечает, что принятию решения о повышении пенсионного возраста предшествовало всестороннее обсуждение, и данное решение было принято после рассмотрения и тщательного изучения всех возможных альтернативных вариантов и резервов обеспечения устойчивости пенсионной системы. В целом, Федеральный закон N 350-ФЗ был направлен на обеспечение роста размеров пенсий нынешних и будущих пенсионеров, а также на смягчение влияния серьезных демографических проблем на состояние пенсионной системы и рынка труда.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы также высказало ряд замечаний юридико-технического характера.
Учитывая изложенное, Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает указанный законопроект и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.