Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию от 23 декабря 2021 г. N 3.7-03/4154
по проекту федерального закона N 4764-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 21 декабря 2021 года (проект N 4764-8 внесен Правительством Российской Федерации), и отмечает следующее.
Федеральный закон вносит изменения в Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ), которые направлены на предупреждение и ликвидацию загрязнения окружающей среды, а также на установление целевого использования экологических платежей.
Федеральный закон N 7-ФЗ дополняется новой главой VII.1, которая устанавливает особенности охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) отдельных производственных объектов I и II классов опасности, объектов размещения отходов I и II классов опасности (далее - отдельные производственные объекты).
Предлагается обязать юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками отдельных производственных объектов не позднее чем за пять лет до истечения срока эксплуатации таких объектов, а для угольных шахт - не позднее чем за пять лет до истечения срока, являющегося наиболее ранним из установленного лицензией на пользование недрами срока пользования участком недр или предусмотренного техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых срока разработки месторождения полезных ископаемых, представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора):
план мероприятий по предупреждению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта, угольной шахты (далее - план мероприятий);
сведения о заключении государственной экологической экспертизы плана мероприятий;
документы, подтверждающие финансовое обеспечение осуществления мероприятий, предусмотренных планом мероприятий (независимая гарантия уплаты денежных сумм, поручительство по обязательствам по уплате денежных сумм, создание резервного фонда).
В случае несоблюдения владельцем отдельного производственного объекта вышеперечисленных требований предусматривается уплата компенсационного платежа, осуществляемого такими лицами добровольно либо по решению суда. При этом размер компенсационного платежа не может превышать сумму расчетных затрат на реализацию мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта, в том числе мероприятий, реализуемых при его консервации или ликвидации, затрат на выявление возможного загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта, а также понесенных затрат на осуществление расчета размера компенсационного платежа. Устанавливается, что использование средств от платежей по искам о взыскании компенсационных платежей и от компенсационных платежей, зачисленных в федеральный бюджет, осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании отдельных решений Правительства Российской Федерации.
Вводятся особенности совершения сделок по отчуждению отдельного производственного объекта или реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования) юридического лица, которому принадлежит отдельный производственный объект.
Федеральный закон вносит корреспондирующие изменения в Федеральный закон от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и Федеральный закон от 13 июля 2015 года 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Также вводится целевой характер использования платы за негативное воздействие на окружающую среду; административных штрафов за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования; средств от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде.
Принятие Федерального закона обеспечит исполнение собственниками опасных производственных объектов обязанности по ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Реализация Федерального закона повлечет принятие подзаконных нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти.
Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2022 года за исключением отдельных положений, для которых в соответствии со статьей 8 Федерального закона установлены иные сроки вступления их в силу. Статьей 7 Федерального закона предусмотрены переходные положения в отношении отдельных производственных объектов, введенных в эксплуатацию до 1 сентября 2022 года.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы финансового регулирования, предусмотренные пунктом "в" (финансовое регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.П. Майоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.