Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 23 декабря 2021 г. N 3.1-06/4456
по проекту федерального закона N 4764-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятому Государственной Думой 21 декабря 2021 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект названного Федерального закона (проект N 4764-8) внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 20 октября 2021 года и принят в первом чтении 24 ноября 2021 года, 17 декабря 2021 года - во втором чтении, 21 декабря 2021 года - в третьем чтении.
Федеральный закон направлен на обеспечение исполнения собственниками промышленных объектов обязанности по ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду эксплуатации объектов накопленного вреда окружающей среде.
Федеральным законом в Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) вводится новая глава VII.1 "Особенности охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) отдельных производственных объектов". Данной главой закрепляется ряд статей, которыми устанавливаются требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) отдельных производственных объектов; положения о плане мероприятий, включающем в себя мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также порядок информирования об итогах реализации данного плана; положения о финансовом обеспечении осуществления мероприятий, предусмотренных таким планом, о порядке уплаты или взыскания компенсационного платежа за неисполнение требований, указанных в пункте 3 и 4 статьи 56.1 Федерального закона N 7-ФЗ в редакции Федерального закона.
На юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которым принадлежат отдельные производственные объекты, за исключением шахт угольной промышленности, Федеральный закон возлагает обязанность по предоставлению в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), не позднее чем за пять лет до истечения содержащегося в проектной документации срока эксплуатации зданий и сооружений, которые являются отдельными опасными производственными объектами и (или) в которых находятся отдельные опасные производственные объекты, и (или) срока эксплуатации объектов размещения отходов I и II классов опасности ряда документов и сведений, а именно:
- плана мероприятий по предупреждению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта;
- сведений о заключении государственной экологической экспертизы плана мероприятий;
- сведений о заключении об обоснованности определения сметной стоимости реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий;
- документов, подтверждающих финансовое обеспечение осуществления мероприятий, предусмотренных планом мероприятий.
В отношении владельцев шахт угольной промышленности Федеральным законом устанавливается иной срок по предоставлению указанных документов и сведений - не позднее чем за пять лет до истечения срока, являющегося наиболее ранним из установленного лицензией на пользование недрами срока пользования участком недр или предусмотренного техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых срока разработки месторождения полезных ископаемых.
В соответствии с Федеральным законом план мероприятий включает в себя мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду, оказываемого отдельным производственным объектом, выводимым из эксплуатации, реализация которых позволит обеспечить соблюдение нормативов качества окружающей среды, в том числе мероприятия по рекультивации земель в целях приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением, мероприятия, реализуемые при консервации или ликвидации такого отдельного производственного объекта, графическое описание местоположения границ территории, в отношении которой реализуются мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Федеральным законом определяются требования к содержанию такого плана и порядок его проверки уполномоченным органом исполнительной власти, а также порядок подтверждения финансового обеспечения осуществления мероприятий, предусмотренных планом мероприятий.
Федеральным законом предлагается закрепить порядок определения размера компенсационного платежа и установить, что компенсационный платеж относится к неналоговым доходам федерального бюджета. Такой платеж производится юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, которым принадлежат отдельные производственные объекты, в течение трех месяцев со дня предъявления федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), требования об уплате компенсационного платежа.
В случае неуплаты компенсационного платежа в установленный решением суда срок юридическое лицо в форме акционерного общества не вправе принимать решение (объявлять) о выплате дивидендов по акциям, а также не вправе выплачивать объявленные дивиденды по акциям до исполнения обязательств по перечислению платежа по иску о взыскании компенсационного платежа или представления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документов и сведений, предусмотренных пунктами 3 или 4 статьи 56.1 Федерального закона N 7-ФЗ в редакции Федерального закона.
Федеральный закон относит к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, предъявление исков о возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований, исков о взыскании компенсационного платежа. Кроме того, Федеральный закон закрепляет право граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований.
Согласно Федеральному закону должностные лица органов, осуществляющих государственный экологический контроль (надзор), являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, наряду с решениями, принимаемыми в процессе и по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий, установленных Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", в пределах установленной компетенции имеют право предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований, а также иски о взыскании компенсационного платежа.
Федеральным законом закрепляются положения о порядке использования административных штрафов за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.
Так, суммы штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, а также суммы административных штрафов, установленных законами субъектов Российской Федерации за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, зачисленных в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, направляются на выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде и (или) организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в случае наличия на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) объектов накопленного вреда окружающей среде, а в случае их отсутствия - на иные мероприятия по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Суммы штрафов, установленных КоАП РФ за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, зачисленные в федеральный бюджет, за исключением штрафов, налагаемых за указанные правонарушения на особо охраняемых природных территориях федерального значения, направляются на выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде, и (или) организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, и (или) на иные мероприятия по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности на основании отдельных решений Правительства Российской Федерации.
Федеральный закон содержит положение, согласно которому административные штрафы за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования носят целевой характер и не могут быть использованы на цели, не предусмотренные статьей 75.1 Федерального закона N 7-ФЗ в редакции Федерального закона.
Федеральным законом устанавливается порядок использования средств от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований, а также от платежей, уплачиваемых при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований.
Средства от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в том числе водным объектам, вследствие нарушений обязательных требований, а также от платежей, уплачиваемых при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде, в том числе водным объектам, вследствие нарушений обязательных требований, зачисленные в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, направляются на выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде и (или) организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в случае наличия на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) объектов накопленного вреда окружающей среде, а в случае их отсутствия - на иные мероприятия по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Средства от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований, а также от платежей, уплачиваемых при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований, зачисленные в федеральный бюджет (за исключением средств от платежей по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также от платежей, уплачиваемых при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований на особо охраняемых природных территориях федерального значения), направляются на выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде, и (или) организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, и (или) на иные мероприятия по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности на основании отдельных решений Правительства Российской Федерации с учетом предложений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, территории которых подверглись негативному воздействию на окружающую среду вследствие причинения такого вреда.
Указанные средства от платежей также носят целевой характер и не могут быть использованы на цели, не предусмотренные статьей 78.2 Федерального закона N 7-ФЗ в редакции Федерального закона.
Иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушений обязательных требований, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.
Федеральный закон вносит корреспондирующие изменения в Федеральный закон от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно тексту Федерального закона положения пункта 1 статьи 56.1 Федерального закона N 7-ФЗ в редакции настоящего Федерального закона в части отнесения опасных производственных объектов I и II классов опасности и объектов размещения отходов I и II классов опасности к отдельным производственным объектам, а также ведения реестра отдельных производственных объектов применяются с 1 марта 2035 года.
Принятие предлагаемых изменений будет способствовать предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации наиболее опасных производственных объектов.
Федеральный закон не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку содержит вопрос, предусмотренный статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.