Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по регламенту и организации парламентской деятельности от 22 декабря 2021 г. N 3.10-04/2452
по проекту федерального закона N 4764-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев принятый Государственной Думой 21 декабря 2021 года Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности в части вопросов своего ведения отмечает следующее.
Проект федерального закона (N 4764-8) подготовлен Правительством Российской Федерации во исполнение пункта 5 поручения Правительства Российской Федерации от 5 августа 2020 года N АО-П11-8926 об исполнении подпункта "е" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 2 августа 2020 года N Пр-1210, данного по итогам совещания "Об экологической ситуации в г. Усолье-Сибирское Иркутской области" 30 июля 2020 года, и внесен в Государственную Думу 20 октября 2021 года.
Федеральный закон направлен на установление особенностей ликвидации накопленного вреда окружающей среде на объектах промышленной инфраструктуры, которые выводятся из эксплуатации. В связи с этим вносятся изменения в федеральные законы "Об охране окружающей среды", "Об экологической экспертизе", "Об отходах производства и потребления", "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", "О несостоятельности (банкротстве)", "О государственной регистрации недвижимости".
Устанавливаются механизмы, позволяющие обеспечить исполнение собственниками промышленных объектов обязанности по ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с статьей 56.1, вносимой в Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", юридические лица, индивидуальные предприниматели, которым принадлежат отдельные производственные объекты, не позднее чем за 5 лет до содержащегося в проектной документации конца срока эксплуатации зданий и сооружений, которые являются отдельными опасными производственными объектами и (или) в которых находятся отдельные опасные производственные объекты, и (или) срока эксплуатации объектов размещения отходов I и II классов опасности, представляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора):
1) план мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта;
2) сведения о заключении государственной экологической экспертизы плана мероприятий;
3) сведения о заключении об обоснованности определения сметной стоимости реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий;
4) документы, подтверждающие финансовое обеспечение реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, которым принадлежат шахты угольной промышленности, представляют указанные документы и сведения не позднее чем за пять лет до истечения срока, являющегося наиболее ранним из установленного лицензией на пользование недрами срока пользования участком недр или предусмотренного техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых срока разработки месторождения полезных ископаемых.
Также закрепляется обязанность владельцев разработать план мероприятий в случае, если вывод из эксплуатации (консервация или ликвидация) отдельных производственных объектов планируется до наступления вышеуказанных сроков.
В течение двух месяцев со дня выполнения плана мероприятий юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, которым принадлежат отдельные производственные объекты, обязаны представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), акт о выполнении плана мероприятий.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), проводится внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие в виде выездной проверки в соответствии с частью 3 статьи 90 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", по результатам которой выдается заключение о соответствии реализованных мероприятий по ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду.
При неисполнении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, которым принадлежат отдельные производственные объекты, установленных требований, такими лицами уплачивается добровольно или по решению суда компенсационный платеж.
В случае неисполнения акционерным обществом решения суда об уплате компенсационного платежа такое акционерное общество не вправе принимать решение (объявлять) о выплате дивидендов по акциям, а в случае, если такое решение принято, не вправе выплачивать объявленные дивиденды по акциям до исполнения обязательств по перечислению платежа по иску о взыскании компенсационного платежа или представления в Росприроднадзор плана мероприятий по ликвидации последствий эксплуатации производственного объекта, сведений о заключении государственной экологической экспертизы плана мероприятий и о заключении об обоснованности определения сметной стоимости реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий, документов, подтверждающих финансовое обеспечение реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий.
Федеральным законом вводится механизм контроля за совершением сделок по отчуждению отдельного производственного объекта. Если отчуждение совершается более чем за пять лет до конца эксплуатации объекта, то юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, претендующими на его приобретение, или юридическим лицом, являющимся правопреемником реорганизованного юридического лица, которому принадлежит отдельный производственный объект, представляются в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти документы, подтверждающие финансовую обеспеченность таких юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Кроме того, Федеральным законом устанавливается, что плата за негативное воздействие на окружающую среду носит целевой характер и направляется на выявление, оценку и (или) ликвидацию объектов накопленного вреда окружающей среде и (или) на иные природоохранные мероприятия.
Порядок разработки плана природоохранных мероприятий и его согласования будет устанавливаться Правительством Российской Федерации.
С учетом требований Федерального закона от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" рассматриваемый Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2022 года.
С учетом изложенного Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель комитета |
B.C. Тимченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.