Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1131784-7 "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", внесенному депутатом Государственной Думы С.В. Ивановым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона содержит положения, которые не учитывают нормы Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации) состоит из сенаторов Российской Федерации, а не из членов Совета Федерации как это предусмотрено в законопроекте.
Согласно статье 1 законопроекта от субъектов Российской Федерации в состав Совета Федерации входят глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Однако статья 95 Конституции Российской Федерации такого ограничения не содержит, в ней установлено, что в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Не содержит законопроект положений о том, что Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, входит в состав Совета Федерации пожизненно, а также о возможности назначения Президентом Российской Федерации не более семи представителей Российской Федерации пожизненно, хотя соответствующие нормы предусмотрены статьей 95 Конституции Российской Федерации.
Законопроектом устанавливается, что члены Совета Федерации - представители субъектов Российской Федерации осуществляют полномочия на непостоянной основе, а члены Совета Федерации - представители Российской Федерации и Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, принявший решение об осуществлении полномочий члена Совета Федерации, осуществляют полномочия на профессиональной постоянной основе. Однако Федеральным законом от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" сенатор Российской Федерации, также как и депутат Государственной Думы, осуществляет свои полномочия на постоянной основе.
Частью 2 статьи 2 законопроекта предусмотрены основания, при наличии которых гражданин Российской Федерации не может быть кандидатом для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации - представителя Российской Федерации. Перечень указанных оснований не согласуется с ограничениями, установленными для кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы Федеральным законом от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Учитывая, что Совет Федерации и Государственная Дума являются палатами одного органа государственной власти, полагаем обоснованным установление единообразных оснований.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.