Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 20492-8 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и иные отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с проведением эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения", внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Правительством Российской Федерации во исполнение пункта 13 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", а также пункта 5 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам Петербургского международного экономического форума 2 - 5 июня 2021 года, утвержденного Президентом Российской Федерации 26 июня 2021 года N Пр-1096, на рассмотрение Государственной Думы внесен проект федерального закона N 20281-8 "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения", предусматривающий проведение эксперимента по введению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" (далее - АУСН) в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан с 1 июля 2022 года по 2027 года.
В связи с его внесением разработан проект федерального закона N 20492-8 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и иные отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с проведением эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения".
Его положениями предусматривается внесение изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), связанных с введением нового специального налогового режима.
Применение АУСН предполагает обязанность передачи сведений о доходах и расходах налогоплательщика им самим либо через уполномоченную кредитную организацию. В связи с этим рассматриваемым законопроектом предлагается дополнить часть первую НК РФ новой статьей 129.15 "Нарушение порядка передачи сведений о доходах и расходах налогоплательщика", предусматривающей ответственность указанных лиц за нарушение порядка и сроков передачи таких сведений. Вместе с тем, Комитет обращает внимание, что ответственность за нарушение банками обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, предусмотрена главой 18 НК РФ.
Законопроектом также предусматривается внесение изменений в федеральные законы в части вопросов, касающихся обязательного пенсионного и социального страхования.
В частности, в связи с установлением для налогоплательщиков, применяющих АУСН, тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также на обязательное медицинское страхование устанавливаются в размере 0,0 процента, а также освобождением индивидуальных предпринимателей, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам, от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, рассматриваемым законопроектом предлагается установить порядок компенсации выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов. В целях обеспечения пенсионных прав и прав на получение пособий по обязательному социальному страхованию работников, занятых у налогоплательщиков, применяющих новый налоговый режим, предлагается осуществлять финансирование государственных внебюджетных фондов за счет исчисленного налога и трансферта из федерального бюджета.
Работодатели-налогоплательщики, применяющие АУСН, освобождаются от обязанности представления сведений в отношении работников в целях исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также на обязательное медицинское страхование, такая обязанность возлагается на налоговые органы.
Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для страхователей, применяющих АУСН, предлагается установить в фиксированном размере 2040 рублей и уплачивать страхователи должны их ежемесячно в размере 1/12 от указанной величины. Фиксированный размер страховых взносов подлежит ежегодной индексации с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации и устанавливается ежегодно Правительством Российской Федерации.
Как указано в пояснительной записке к рассматриваемому законопроекту, работодатели-налогоплательщики, применяющие новый налоговый режим, вправе нанимать работников на работу, исключающую опасные и вредные условия труда, в связи с чем предлагается отменить процедуру оценки условий труда в отношении условий труда работников, вступивших в трудовые отношения с такими работодателями. Вместе с тем, Комитет полагает, что реализация такой меры может повлечь нарушение прав работников, в связи с чем целесообразность её принятия нуждается в дополнительном обсуждении.
При подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении Комитет считает необходимым дополнительно проработать вопрос об установлении возможности применения новых специальных налоговых режимов, предусматривающих улучшение положения налогоплательщиков и предполагающих добровольность их использования, не дожидаясь 1 января года, следующего за годом принятия, как того требуют в настоящее время положения статьи 5 НК РФ.
Следует также обратить внимание на отсутствие в главе 34 НК РФ исключений, связанных с установлением "нулевых" тарифов страховых взносов для налогоплательщиков, применяющих АУСН. В связи с чем считаем целесообразным дополнительно обсудить данный вопрос.
Кроме того, Комитет отмечает наличие в статье 7 законопроекта ошибок в части указания пунктов.
К законопроекту также имеются замечания лингвистического и юридико-технического характера.
Счетная палата Российской Федерации замечаний и предложений к рассматриваемому законопроекту не имеет. Идею законопроекта поддерживает Комитет Государственной Думы по малому и среднему предпринимательству.
Учитывая вышеизложенное, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 20492-8 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и иные отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с проведением эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.