Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 1178149-7 "О внесении изменений в статью 187.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части изменения порядка определения максимальной розничной цены табачных изделий),
внесенный С.М. Катасоновым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы (первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, его разработка вызвана внесением в Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции" (далее - Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ), изменений в части исключения понятия минимальной розничной цены и введения понятия единой минимальной цены табачной продукции, ниже которой не могут быть установлены максимальные розничные цены табачной продукции, определяемые в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ).
Законопроектом предлагается изменить содержащееся в пункте 2 статьи 187.1 НК РФ определение максимальной розничной цены, исключив требование о том, что единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям выше указанной максимальной розничной цены. Максимальной розничной ценой предлагается признавать цену реализации единицы потребительской упаковки (пачки) табачных изделий потребителям. Одновременно определяется, что максимальная розничная цена табачной продукции не может быть установлена ниже уровня единой минимальной цены табачной продукции.
Следует отметить, что Федеральным законом от 30.12.2020 N 504-ФЗ в статью 13 Федерального закона 23.02.2013 N 15-ФЗ помимо исключения понятия минимальной розничной цены внесены следующие изменения:
1) введено понятие единой минимальной цены табачной продукции (под ней понимается цена, ниже которой не могут быть установлены максимальные розничные цены табачной продукции, определяемые в порядке, установленном НК РФ), а также приведена формула расчета единой минимальной цены табачной продукции (согласно которой единая минимальная цена табачной продукции на 2022 год составит 108 рублей);
2) вместе с отказом от использования понятия минимальной розничной цены исключено требование о превышении максимальных розничных цен над минимальными розничными ценами на 75 процентов;
3) вместо запрета реализации табачной продукции по цене, которая ниже минимальных розничных цен и выше максимальных розничных цен, введено положение, в соответствии с которым реализация табачной продукции потребителям осуществляется по максимальным розничным ценам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (без прямого запрета на реализацию такой продукции по ценам выше максимальных розничных цен, но с запретом на реализацию табачной продукции потребителям по максимальным розничным ценам, установленным ниже действующей единой минимальной цены табачной продукции (за исключением случаев, установленных частью 6 статьи 13 Федерального закона 23.02.2013 N 15-ФЗ).
Таким образом, Федеральным законом 23.02.2013 N 15-ФЗ фактически введена фиксированная розничная цена - цена, указанная на единице потребительской упаковки (пачки) табачных изделий, по которой должна быть реализована табачная продукция потребителю. При этом в соответствии с положениями законопроекта она признается максимальной розничной ценой табачной продукции, однако по смыслу таковой не является.
В связи с этим, учитывая важное фискальное значение максимальной розничной цены для целей взимания акцизов в отношении сигарет и папирос, предлагаемое автором законопроекта в пункте 2 статьи 187.1 НК РФ определение максимальной розничной цены не отвечает требованию о необходимости содержания в ней обязанности реализации табачной продукции потребителям по ценам, не превышающим максимальную розничную цену.
Правительство Российской Федерации в своем заключении на законопроект выражает категоричную позицию в отношении положений законопроекта, касающихся исключения содержащегося в пункте 2 статьи 187.1 НК РФ запрета на реализацию табачных изделий выше максимальной розничной цены. По мнению Правительства Российской Федерации, наличие такого запрета имеет важное значение, поскольку максимальная розничная цена участвует в формировании налоговой базы по акцизам, уплачиваемым в отношении сигарет и папирос.
Счетная палата Российской Федерации в своем заключении на законопроект также обращает внимание на целесообразность сохранения в НК РФ запрета на реализацию табачных изделий выше максимальной розничной цены.
В отношении предлагаемой законопроектом поправки в абзац первый пункта 3 статьи 187.1 НК РФ в части исключения обязанности налогоплательщика подавать в налоговый орган (таможенный орган) уведомление о минимальных розничных ценах, Комитетом отмечается, что она реализована в Федеральном законе от 02.07.2021 N 305-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Статья 2 законопроекта не соответствует статье 5 НК РФ, регулирующей порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.
Учитывая изложенное, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 1178149-7 "О внесении изменений в статью 187.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.