Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 27883-8 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (о налоговых льготах для организаций, зарегистрированных на территории Курильских островов), внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 27883-8 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Проект федерального закона разработан во исполнение пункта 6 перечня поручений Президента Российской Федерации от 16.10.2021 N Пр-1971 по итогам пленарного заседания Восточного экономического форума 3 сентября 2021 года и направлен на предоставление налоговых льгот новым организациям, зарегистрированным на территории Курильских островов.
В частности, положениями законопроекта предусматривается освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций новых организаций, зарегистрированных на территории Курильских островов после 1 января 2022 года (далее - участники) в течение 20 лет.
Право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по указанному налогу будет предоставляться при соответствии участника одновременно следующим условиям:
- участник не имеет обособленных подразделений, находящихся за пределами территории Курильских островов;
- участник не осуществляет посреднической деятельности, производства и (или) переработки подакцизных товаров, добычи и (или) переработки углеводородного сырья, вылова ценных видов ракообразных (за исключением артемии и креветки);
- доля доходов от пассивной деятельности (доходы, поименованные в пункте 4 статьи 309 1 Налогового кодекса Российской Федерации) участника не превышает 10 процентов от всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
В случае нарушения участником вышеуказанных условий такой участник лишается предоставленных налоговых льгот, начиная с года, за который установлено нарушение соответствующих условий. При этом налогоплательщик исчисляет и уплачивает налог (авансовые платежи) в этом налоговом периоде в сроки, предусмотренные для уплаты авансовых платежей и налога.
Одновременно такие участники не будут признаваться налогоплательщиками налога на имущество организаций, транспортного и земельного налогов, а также будут иметь право на применение пониженных тарифов страховых взносов в совокупном размере 7,6%.
Все предусмотренные законопроектом налоговые преференции предлагается применять в течении 20 лет, но не позднее 2047 года. Представленные к законопроекту материалы не содержат пояснений относительно целесообразности установления такого срока. Вместе с тем, указанным выше поручением Президента Российской Федерации N Пр-1971 предусмотрено применение пониженных тарифов страховых взносов в течение 10 лет.
Предусмотренные законопроектом последствия утраты права на освобождение от уплаты налога на прибыль организаций включает в себя полную уплату суммы налога и авансовых платежей. Однако нерешенным остается вопрос уплаты соответствующих пеней. Кроме того, обязанность по восстановлению суммы налога и уплате его в бюджет в случае утраты права на освобождение предусмотрена только в отношении налога на прибыль организаций, в отношении имущественных налогов такой обязанности не предусмотрено.
Учитывая предоставление права на применение пониженных тарифов страховых взносов, потребуется также внести изменения в Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Использование в проектируемом пункте 2 статьи 246.3 Налогового кодекса термина "виды посреднической деятельности" требует раскрытия его содержания, учитывая отсутствие такого вида деятельности в ОКВЭД. Кроме того, в соответствии с указанной нормой, перечень видов посреднической деятельности утверждается федеральным органом исполнительной власти. Учитывая предполагаемые сроки вступления законопроекта в силу, реальное применение положений законопроекта будет зависеть от сроков разработки указанного перечня.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах осуществляется отдельными федеральными законами и не может быть включено в тексты федеральных законов, содержащих самостоятельный предмет правового регулирования. Частью 2 статьи 156 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ) установлено, что применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Российской Федерации регулируется отдельными федеральными законами.
В этой связи Комитет полагает целесообразным при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении рассмотреть вопрос о переносе правовых норм статьи 2 законопроекта, регулирующих применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Курильских островов, в качестве поправок в проект федерального закона N 1148254-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, регулирующие применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны в Российской Федерации".
Сахалинская областная Дума и Правительство Сахалинской области, поддерживая законопроект, в своих отзывах предлагают уточнить термин "территории Курильских островов", изложив его в следующей редакции: "территории Курильских островов (Южно-Курильский, Курильский, Северо-Курильский районы) (далее - территории Курильских островов)".
Кроме того, обращает на себя внимание, что в проектируемых положениях Налогового кодекса не определено, относятся ли к территориям Курильских островов водные участки, примыкающие к Курильским островам - внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации (например, в Федеральных законах от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях республики Крым и города федерального значения Севастополя" определен статус примыкающих внутренних морских вод и территориального моря как входящих в свободную экономическую зону). В этой связи требует дополнительного пояснения раскрытие в части 3 статьи 2 законопроекта термина "участки территории Курильских островов", под которыми понимаются земельные и (или) водные участки.
Комитет отмечает отсутствие какого-либо ограничения для перерегистрации организаций (закрытие действующих организаций и создание на их базе новых), что может привести к тому, что все зарегистрированные в настоящее время на территории Курильских островов организации смогут воспользоваться льготой. Это, в свою очередь, приведет к недополучению бюджетом Сахалинской области значительных бюджетных средств.
Счетная палата Российской Федерации поддерживает принятие законопроекта в первом чтении. Комитет Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики поддерживает концепцию законопроекта.
Учитывая направленность законопроекта на законодательное обеспечение благоприятных условий для инвестиционной привлекательности территорий Дальнего Востока, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 27883-8 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.