Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 27883-8 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Статьей 1 проекта федерального закона вносятся изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ), освобождающие от исполнения обязанностей налогоплательщиков налога на прибыль, налога на имущество организаций, земельного и транспортного налогов организации, зарегистрированные на территории Курильских островов после 1 января 2022 года, и предусматривающие для них пониженные тарифы страховых взносов.
Статьей 2 законопроекта устанавливаются положения, направленные на регулирование применения на территории Курильских островов таможенной процедуры свободной таможенной зоны. При этом частью 1 статьи 2 законопроекта территория Курильских островов для целей применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны приравнивается к особой экономической зоне. Частью 2 этой же статьи организации, указанные в статье 1 законопроекта, приравниваются к резидентам особой экономической зоны.
Обращаем внимание, что используемое в законопроекте определение особой экономической зоны через географическое наименование "Курильские острова" не соотносится с понятием "особая экономическая зона", сформулированным в Федеральном законе от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Закон N 116-ФЗ), согласно статьям 2 и 4 которого под особой экономической зоной, в частности, понимается "часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации...", "...располагающаяся на территории одного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований в пределах территории одного субъекта Российской Федерации или территорий нескольких субъектов Российской Федерации". Вместе с тем законопроектом не установлены субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, на территориях которых будет располагаться особая экономическая зона.
Также в проектируемых положениях не определено, включаются ли в данную особую экономическую зону примыкающие к Курильским островам внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации (например, в Федеральных законах от 10 января 2006 года N 16-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и от 29 ноября 2014 года N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях республики Крым и города федерального значения Севастополя" определен статус примыкающих внутренних морских вод и территориального моря как входящих в свободную экономическую зону).
Согласно части 2 статьи 2 законопроекта понятие "резидент особой экономической зоны" используется в законопроекте в значении, определенном международными договорами в рамках Евразийского экономического союза. Подпунктом 4 пункта 1 статьи 1 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года резидентом свободной экономической зоны признается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные на территории государства - члена таможенного союза в порядке, установленном законодательством этого государства, и включенные в реестр резидентов свободных экономических зон. Законопроектом не предусматривается ведение реестра резидентов свободной экономической зоны Курильские острова, не установлены процедура включения организаций в реестр резидентов и основания исключения из него. Индивидуальные предприниматели законопроектом к числу резидентов особой экономической зоны не отнесены.
Отмечаем также, что в силу положений статьи 9 Закона N 116-ФЗ правовое положение резидента особой экономической зоны определяется заключаемым им с органами управления особой экономической зоны соглашением об осуществлении деятельности. В данном случае законопроектом заключение такого соглашения не предусматривается, равно как и не определяются органы управления особой экономической зоной (статья 7 Закона N 116-ФЗ).
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 НК РФ внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах осуществляется отдельными федеральными законами и не может быть включено в тексты федеральных законов, содержащих самостоятельный предмет правового регулирования. Частью 2 статьи 156 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) установлено, что применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Российской Федерации регулируется отдельными федеральными законами. В данной связи правовые нормы, регулирующие применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Курильских островов, должны содержаться в отдельном федеральном законе и не могут быть включены в законопроект, предусматривающий внесение изменений в НК РФ.
Статья 3 законопроекта с учетом текущей календарной даты не соответствует положениям статьи 5 НК РФ и статьи 6 Закона N 289-ФЗ.
Замечания юридико-технического характера переданы в комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Р.Н. Колачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.