Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по региональной политике и местному самоуправлению
на проект федерального закона N 28408-8 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (в части уточнения обязательств по государственным гарантиям субъектов Российской Федерации и муниципальным гарантиям в составе государственного долга субъектов Российской Федерации и муниципального долга в целях установления единого правового регулирования данных вопросов для всех уровней бюджетов бюджетной системы), внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению рассмотрел проект федерального закона N 28408-8 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Нормами законопроекта предлагается внести изменения в положения статьи 99 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), предусматривающие, что в объемы государственного долга субъекта Российской Федерации, государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, государственного внешнего долга субъекта Российской Федерации включаются объемы обязательств, вытекающих соответственно из государственных гарантий субъекта Российской Федерации, из государственных гарантий субъекта Российской Федерации, выраженных в валюте Российской Федерации, а также из государственных гарантий субъекта Российской Федерации в иностранной валюте, предоставленных Российской Федерации в рамках использования целевых иностранных кредитов.
Аналогичные изменения предлагается также внести в статью 100 БК РФ в отношении муниципальных образований, предусматривающие, что в объемы муниципального долга, муниципального внутреннего долга, муниципального внешнего долга включаются объемы обязательств, вытекающих соответственно из муниципальных гарантий, из муниципальных гарантий, выраженных в валюте Российской Федерации, из муниципальных гарантий в иностранной валюте, предоставленных муниципальным образованием Российской Федерации в рамках использования целевых иностранных кредитов.
Кроме того, положения законопроекта предусматривают внесение изменений в пункт 4 статьи 117 БК РФ, согласно которым обязательства, вытекающие из государственной гарантии субъекта Российской Федерации, включаются в состав государственного долга субъекта Российской Федерации в сумме фактически имеющихся у принципала обязательств, обеспеченных государственной гарантией субъекта Российской Федерации, но не более суммы государственной гарантии субъекта Российской Федерации.
Аналогичные изменения предлагается внести в этот же пункт статьи 117 БК РФ также в отношении муниципальных образований, предусматривающие, что обязательства, вытекающие из муниципальной гарантии, включаются в состав муниципального долга в сумме фактически имеющихся у принципала обязательств, обеспеченных муниципальной гарантией, но не более суммы муниципальной гарантии.
Кроме того, нормами законопроекта предлагается внести изменения в пункт 2 статьи 121 БК РФ, согласно которым информация о долговых обязательствах по государственным гарантиям субъекта Российской Федерации или муниципальным гарантиям вносится финансовым органом субъекта Российской Федерации и финансовым органом муниципального образования соответственно в государственную долговую книгу субъекта Российской Федерации или муниципальную долговую книгу в течение пяти рабочих дней с момента получения такими органами сведений о фактическом возникновении (увеличении) или прекращении (уменьшении) обязательств принципала, обеспеченных государственной гарантией субъекта Российской Федерации или муниципальной гарантией.
В пояснительной записке к законопроекту внесение указанных изменений в БК РФ обосновывается тем, что аналогичные требования уже предусмотрены в БК РФ в части предоставления государственных гарантий Российской Федерацией.
В частности, в настоящее время в пункте 4 статьи 116 БК РФ предусмотрено, что обязательства, вытекающие из государственной гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, включаются в состав соответственно государственного внутреннего долга Российской Федерации или государственного внешнего долга Российской Федерации в сумме фактически имеющихся у принципала обязательств, обеспеченных государственной гарантией Российской Федерации, но не более предельной суммы государственной гарантии Российской Федерации.
Указанное требование БК РФ позволяет устранить необоснованного завышения объема государственного долга Российской Федерации в случаях, когда фактический объем обязательств принципала, обеспеченных государственной гарантией Российской Федерации, существенно меньше суммы предоставленной гарантии Российской Федерации, поэтому данное требование необходимо распространить в отношении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Кроме того, по мнению Правительства Российской Федерации проектируемые законопроектом изменения в БК РФ, помимо установления единого правового регулирования данных вопросов для всех уровней бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, создадут правовые предпосылки для более корректного и точного отражения в составе государственного (муниципального) долга объема обязательств по государственным гарантиям субъектов Российской Федерации (муниципальным гарантиям), а именно, не в сумме предела ответственности гаранта (сумме гарантии), а в сумме фактически имеющихся у принципалов обязательств, обеспечиваемых государственными гарантиями субъектов Российской Федерации (муниципальными гарантиями).
Комитет не имеет концептуальных замечаний и предложений по законопроекту.
Согласно пункту 6 статьи 117 БК РФ финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования ведут учет выданных гарантий, увеличения государственного (муниципального) долга по ним, сокращения государственного (муниципального) долга вследствие исполнения принципалами либо третьими лицами в полном объеме или в какой-либо части обязательств принципалов, обеспеченных гарантиями, прекращения по иным основаниям в полном объеме или в какой-либо части обязательств принципалов, обеспеченных гарантиями, осуществления гарантом платежей по выданным гарантиям, а также в иных случаях, установленных государственными (муниципальными) гарантиями.
Вместе с тем полагаем, в законопроекте было бы целесообразно установить, что понимается под фактически имеющимися у принципала обязательствами, обеспеченных соответственно государственной гарантией субъектов Российской Федерации и муниципальной гарантией, а также конкретизировать порядок определения таких обязательств и их учета. Конкретизация данных вопросов в законопроекте позволило бы более однозначно и точно определять объем фактически имеющиеся у принципала обязательств, обеспечиваемых государственной (муниципальной) гарантией и исключить возможность различного толкования положений законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в процессе предоставления государственной (муниципальной) гарантии и определении объемов государственного долга субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению считает возможным поддержать законопроект с учетом указанных замечаний и предложений и рекомендовать Государственной Думе его принять при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.