Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 20281-8 "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения", внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается в период с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2027 года провести эксперимент по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" (далее - АУСН) в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан.
По концепции законопроекта возражений не имеется. Вместе с тем ряд положений законопроекта нуждается в доработке.
Так, статьей 3 законопроекта вводится понятие "уполномоченная кредитная организация", под которой понимается кредитная организация, осуществляющая информационный обмен с налоговыми органами, соответствующая требованиям, указанным в протоколах информационного обмена и включенная в перечень, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Одновременно статьями 12, 15, 17, 18 законопроекта предусматривается, что уполномоченная кредитная организация на основании предоставленного ей согласия лица, перешедшего на АУСН, будет передавать налоговым органам сведения о доходах и расходах этого лица в качестве налогоплательщика и перечислять за него в бюджет сумму налога, исчисленную налоговым органом; выполнять за него функции налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц.
Обращаем внимание, что статья 9 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не включает уполномоченные кредитные организации в число участников налоговых правоотношений, возлагая на банки лишь обязанности, связанные с осуществлением налоговыми органами налогового контроля (статья 86 НК РФ). Передача уполномоченным кредитным организациям функций, выходящих за пределы информационного обмена, требует включения их в число участников налоговых правоотношений с соответствующими обязанностями и ответственностью за их неисполнение (например, ответственность за неудержание налога и за неперечисление (несвоевременное перечисление) налога в бюджет в качестве уполномоченной кредитной организации) и внесения изменений в НК РФ.
Кроме того отмечаем, что с учетом возложения на уполномоченную кредитную организацию обязанностей, связанных с исчислением и перечислением налогов в бюджет, из законопроекта не ясно, на чем будут основаны отношения банка и клиента (договор, доверенность, поручение), должен ли быть открыт отдельный счет (счета) для учета налоговых обязанностей клиента банка или установлены особенности ведения используемых банковских счетов, будут ли отношения между банком и клиентом по договору банковского счета носить безвозмездный характер.
Законопроект содержит внутренние противоречия и несогласованности.
Так, в части 5 статьи 2 законопроекта указано, что индивидуальные предприниматели, перешедшие на АУСН, продолжают оставаться налогоплательщиками налога на доходы физических лиц в отношении доходов в виде дивидендов, в то же время в пункте 2 части 2 статьи 6 законопроекта, определяющей порядок признания доходов, не предусмотрено соответствующее изъятие.
Часть 5 статьи 3 законопроекта, устанавливающая перечень лиц, не имеющих права применять АУСН, содержит дублирующие положения (например, пункт 2 "банки и небанковские кредитные организации", пункт 3 "страховщики", пункт 6 "профессиональные участники рынка ценных бумаг" и пункт 21 "организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по совершению сделок с ценными бумагами и (или) производными финансовыми инструментами, а также по оказанию кредитных и иных финансовых услуг").
В законопроекте отсутствует указание на обязанность налогоплательщиков, перешедших на АУСН, применять действующий порядок ведения кассовых операций (например, в статье 346.11 НК РФ в отношении лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения, предусмотренную главой 26.2 НК РФ, аналогичную проектируемой системе налогообложения, такая норма имеется).
Статья 20 законопроекта, регламентирующая вступление проектируемого федерального закона в силу, не соответствует требованиям абзаца четвертого пункта 1 статьи 5 НК РФ.
Принятие законопроекта и вступление его в силу должно быть синхронизировано с законопроектами N 20492-8 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и иные отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с проведением эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" и N 20283-8 "О внесении изменений в статьи 50 и 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Также обращаем внимание, что на рассмотрении Государственной Думы находится внесенный Правительством Российской Федерации законопроект N 875583-7 "О внесении изменений в главу 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации", устанавливающий возможность перехода налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, предусмотренную главой 26.2 НК РФ, на исчисление налога (авансовых платежей по налогу) налоговым органом.
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам в рабочем порядке.
Начальник управления |
Р.Н. Колачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.