Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 1227924-7 "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "Об объединениях работодателей" (об участии филиалов организаций в системе социального партнерства) внесен Брянской областной Думой
Досье на проект федерального закона
Законопроектом N 1227924-7 предлагается установить, что членами объединения работодателей могут быть филиалы и иные обособленные подразделения юридических лиц, расположенные вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого находятся юридические лица. С этой целью предлагается внести соответствующее изменение в статью 3 Федерального закона от 27 ноября 2002 года N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей" (далее - Закон об объединениях работодателей).
Как отмечается в пояснительной записке, "...в настоящее время в субъектах Российской Федерации, в частности в Брянской области, крупные предприятия и организации с численностью в несколько тысяч человек утрачивают статус юридического лица и становятся филиалами организаций, головные офисы которых расположены за пределами территории субъекта Российской Федерации, и, следовательно, не могут являться членами объединения работодателей, и освобождаются от обязанности выполнять действующие на территории региона трехсторонние соглашения, что отрицательно влияет на систему социального партнерства".
К законопроекту N 1227924-7 имеется ряд замечаний:
В соответствии со статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работодателем является физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.
В силу положений пункта 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (п. 1 ст. 49 ТК РФ).
При этом пунктом 3 статьи 55 ГК РФ установлено, что филиалы и представительства не являются юридическими лицами. Они не обладают самостоятельным правовым статусом, отделенным от правового статуса создавшего их юридического лица. Пределы правоспособности обособленных подразделений определяются самим юридическим лицом в положении о филиале или представительстве, на основании которого они и действуют. Следовательно, гражданское законодательство на концептуальном уровне не предусматривает наличие у филиалов и представительств корпоративных прав, вытекающих из отношений членства.
Согласно абзацу первому пункта 1 статьи 123.8 ГК РФ ассоциацией (союзом), одним из видов которой является объединение работодателей, признается объединение юридических лиц и (или) граждан.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 27 ноября 2002 года N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей" объединение работодателей представляет собой вид ассоциации (союза), основанной на добровольном членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц) и (или) объединений работодателей. Объединение работодателей является социально ориентированной некоммерческой организацией.
В свою очередь, в соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" создавать объединения в форме ассоциаций (союзов), являющиеся некоммерческими организациями, основанными на членстве, вправе юридические лица и (или) граждане в целях представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных, а также иных не противоречащих федеральным законам и имеющих некоммерческий характер целей.
Таким образом, концепция законопроекта N 1227924-7 не согласуется с ТК РФ и действующим гражданским законодательством Российской Федерации.
Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 9 субъектов Российской Федерации получен положительный отзыв, от органов государственной власти 1 субъекта Российской Федерации получен отрицательный отзыв, мнение органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать не выраженным.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении отмечает, что "...предлагаемое проектом федерального закона изменение не согласуется со статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации, которой в качестве работодателя рассматриваются физическое или юридическое лицо (организация), а не "филиалы и иные обособленные подразделения".
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации не поддерживает законопроект N 1227924-7.
Сторона Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющая общероссийские объединения профсоюзов, не поддерживает законопроект N 1227924-7.
Сторона Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющая общероссийские объединения работодателей, не представила своего мнения по указанному законопроекту.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает концепцию проекта федерального закона N 1227924-7 "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "Об объединениях работодателей" и рекомендует Государственной Думе отклонить указанный законопроект.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.