Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям от 13 декабря 2021 г. к N 8, п. 2.1.
по проекту федерального закона N 12178-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (в части уточнения порядка формирования специальных резервных фондов) внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 12178-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (далее - законопроект) и отмечает следующее.
Законопроект предусматривает изменение порядка образования специальных резервных фондов Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (далее - Корпорация). Проектируемые изменения предоставляют Корпорации возможность формирования специальных резервных фондов не только за счет отчислений организаций Корпорации, но и за счет собственных средств, возможность включения в состав таких фондов наряду с денежными средствами иного имущества, в том числе имущественных прав, а также возможность обеспечения с помощью данных активов деятельности не только организаций Корпорации, но и самой Корпорации.
Согласно пояснительной записке, законопроект направлен на обеспечение сохранности средств Корпорации, полученных от международной космической деятельности в порядке правопреемства от Федерального космического агентства, в целях создания условий для достижения задач, установленных программами в сфере космической деятельности, в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации. Предполагается, в частности, что Корпорация сможет направить на формирование специальных резервных фондов имеющиеся у нее векселя, требования процентный доход по имеющемуся у нее субординированному депозиту.
В соответствии с проектируемыми изменениями, порядок формирования специальных резервных фондов Корпорации будет установлен Правительством Российской Федерации. Как указано в материалах к законопроекту, порядком будут определены правила отчисления организациями Корпорации средств на формирование фондов, в том числе предельный норматив отчисления средств, а также порядок принятия решений о размере отчислений средств для каждой организации Корпорации в пределах установленного норматива на формирование фондов.
Предполагается, что предельный норматив отчисления средств составит 7 процентов суммы, отраженной по статье "Управленческие расходы" отчета о финансовых результатах организаций Корпорации, составленного по форме, утвержденной Минфином России. В свою очередь, размер отчислений может составить до 50 процентов от установленного предельного норматива. При этом решение о конкретном размере осуществляемых организациями Корпорации отчислений будет приниматься правлением Корпорации исходя из текущего финансово-экономического состояния каждой организации Корпорации с учетом необходимости использования собственных средств в целях стабилизации и поддержания текущей деятельности.
Согласно материалам к законопроекту, использование средств специальных резервных фондов Корпорации будет осуществляться для решения приоритетных общеотраслевых задач, направленных на развитие, модернизацию и повышение конкурентоспособности ракетно-космической отрасли.
Комитет поддерживает концепцию законопроекта и считает, что его принятие будет способствовать аккумулированию финансовых ресурсов и их концентрации на приоритетных направлениях развития ракетно-космической отрасли, обеспечит их быстрое и эффективное перераспределение, повысит финансовую дисциплину и оперативность принятия управленческих решений, позволит более полно использовать научно-производственный потенциал организаций Корпорации, а также возможности и методы управления проектами.
Вместе с тем Комитет отмечает необходимость дополнительной проработки отдельных положений законопроекта, а также представления материалов, раскрывающих порядок формирования и использования специальных резервных фондов, до его рассмотрения во втором чтении.
В соответствии с действующей редакцией статьи 2 Федерального закона "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" (далее - Закон N 215-ФЗ) специальные резервные фонды Корпорации определяются как централизуемые Корпорацией финансовые средства, сформированные за счет отчислений организаций Корпорации в целях формирования резервов, предназначенных для финансового обеспечения эффективности деятельности организаций Корпорации. Таким образом, данные фонды формируются в денежной форме. В отличие от денежных средств и высоколиквидных ценных бумаг передаваемые согласно законопроекту в специальные резервные фонды иные виды имущества, в частности, относящиеся к нефинансовым активам, невозможно оперативно использовать для финансирования проектов Корпорации и организаций Корпорации.
Принимая во внимание, что согласно проектируемой редакции статьи 2 Закона N 215-ФЗ средства специальных резервных фондов представляют собой централизуемые Корпорацией в целях формирования резервов активы, сформированные за счет имущества, в том числе денежных средств и имущественных прав, Корпорации и организаций Корпорации, целесообразно уточнить положения части 4 статьи 19 Закона N 215-ФЗ, так как термин "финансирование" в отношении работ и услуг не может быть применен ко всем видам имущества.
Следует также отметить, что в материалах к законопроекту не отражена в должной мере информация о порядке использования средств специальных резервных фондов Корпорации, в том числе не раскрыто, каким образом будет предоставляться имущество организациям Корпорации - на временной или постоянной основе, какие требования будут предъявляться к сохранности и возвратности имущества, будут ли возлагаться при этом дополнительные обязательства на получателей такого имущества? С какой периодичностью будут пополняться специальные резервные фонды Корпорации? Каким образом будет определяться стоимость вносимого в них имущества? Кроме того, отсутствует определенность в том, планируется ли создать один специализированный резервный фонд или таких фондов может быть несколько.
С учетом этого целесообразно, чтобы в законопроекте или пояснительных материалах к нему нашли отражение вопросы порядка учета и определения стоимости имущества, передаваемого в специальные резервные фонды.
Согласно пояснительной записке, порядком формирования специальных резервных фондов Корпорации будут определены правила отчисления организациями Корпорации средств на формирование фондов, в том числе предельный норматив отчисления средств, а также порядок принятия решений о размере отчислений средств для каждой организации Корпорации в пределах установленного норматива на формирование фондов. Вместе с тем правила отчисления не могут быть применимы ко всем видам имущества, за счет которых будут формироваться специальные резервные фонды Корпорации. В этой связи следует разъяснить, каким образом будет урегулирован порядок внесения в специальные резервные фонды тех видов имущества, в отношении которых невозможно использовать отчисления.
В законопроекте не раскрыт правовой механизм изъятия имущества у организаций Корпорации, являющихся самостоятельными юридическими лицами, в том числе акционерными обществами, в числе акционеров которых может быть не только Корпорация, но и другие юридические и физические лица. Следует указать, что изъятие имущества у хозяйствующего субъекта влечет за собой уменьшение его активов, создавая риски обеспечения прав кредиторов. Также остается неопределенным, каким образом будут выстроены соответствующие корпоративные процедуры (решение собрания акционеров, совета директоров) в отношении входящих в структуру Корпорации акционерных обществ.
С учетом изложенного Комитет по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 12178-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Гаврилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.