Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 61737-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в соответствии с пунктом 78 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 3683-р.
Целью разработки законопроекта является совершенствование правовых режимов территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТОР) и свободного порта Владивосток.
Указом Президента Российской Федерации от 26 июня 2020 г. N 427 "О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока", Национальной программой социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2020 г. N 2464-р, превышение среднероссийских темпов роста показателей качества жизни населения определено в качестве цели социально-экономического развития Дальнего Востока.
Реализуемые на территории Дальневосточного федерального округа (далее - ДФО) льготные ипотечные программы (дальневосточная ипотека, семейная ипотека, ипотека с государственной поддержкой) сформировали стабильный объем спроса на современное и качественное жилье.
При этом объем жилищного строительства в ДФО в 2020 году составил всего 2,5 млн. кв. м. или 3% от общероссийского показателя (82,2 млн. м2 жилья).
Необеспеченный спрос оказывает влияние на стоимость квадратного метра на первичном рынке округа. Так, во втором квартале 2021 года рост составил 19% к аналогичному периоду прошлого года, а в целом по России по данным Росстата 1 рост выше - 21%. При этом в денежном выражении стоимость 1 м2 в ДФО выше на 15%, чем в среднем по стране.
В целях улучшения жилищных условий граждан, стимулирования строительства доступного жилья законопроектом предлагается установить возможность проведения управляющей компанией конкурса на право заключения соглашения об осуществлении деятельности по строительству такого жилья, а также объектов транспортной, коммунальной, социальной инфраструктуры. В случае победы в конкурсе лицо получает статус резидента ТОР и предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации льготы для резидента ТОР.
Указанные льготы, а также строительство инфраструктуры управляющей компанией позволят снизить стоимость жилья, сделать его доступным для граждан и при этом привлечь застройщиков для обеспечения спроса на жилье в ДФО.
Законопроектом предлагается переименовать территории опережающего социально-экономического развития в территории опережающего развития в целях исключения часто встречающегося на практике смешения понятий "территории опережающего социально-экономического развития" и "особые экономические зоны", а следовательно и их правовых режимов.
Законопроектом также предлагается внести изменения в Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток" в части изменения наименования следующих административно-территориальных единиц:
1) Лазовский муниципальный район на Лазовский муниципальный округ в связи с принятием Закона Приморского края от 4 марта 2020 г. N 727-КЗ "О Лазовском муниципальном округе Приморского края".
2) Октябрьский муниципальный район на Октябрьский муниципальный округ в связи с принятием Закона Приморского края от 5 октября 2020 г. N 901-КЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края".
3) Пограничный муниципальный район на Пограничный муниципальный округ в связи с принятием Закона Приморского края от 5 октября 2020 г. N 901-КЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края".
4) Ханкайский муниципальный район на Ханкайский муниципальный округ в связи с принятием Закона Приморского края от 30 марта 2020 г. N 775-КЗ "О Ханкайском муниципальном округе Приморского края".
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта положительно повлияет на достижение целей государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа".
В законопроекте отсутствуют положения об обязательных требованиях, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требованиях, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
------------------------------
1 https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/i 1 RlgJuR/osn-06-2021 .pdf
------------------------------
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не приведет к увеличению расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и будет осуществляться в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центральных аппаратов и территориальных органов заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на выполнение установленных функций на соответствующий финансовый год и плановый период.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) потребует принятия следующих актов.
1. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. N 390 "О порядке передачи управляющей компании, осуществляющей функции по управлению территорией опережающего социально-экономического развития, на праве собственности или аренды находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, зданий, строений и сооружений, расположенных на территории опережающего социально-экономического развития, и порядке распоряжения такими земельными участками, зданиями, строениями и сооружениями, а также объектами инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития".
Срок - 3 месяца с момента подписания закона.
Ответственный исполнитель - Минвостокразвития России.
Необходимо установить:
Особенности предоставления земельных участков в случае принятия решения о проведении конкурса на право заключения соглашения об осуществлении деятельности в соответствии с частью 9.1 статьи 13 Федерального закона "О территориях опережающего развития в Российской Федерации" в редакции законопроекта.
2. Приказ Минвостокразвития России "Об утверждении требований к решению о проведении конкурса на право заключения соглашения об осуществлении деятельности в соответствии с частью 9.1 статьи 13 Федерального закона "О территориях опережающего развития в Российской Федерации", формы заявки на участие в указанном конкурсе и правил проведения указанного конкурса".
Срок - 3 месяца с момента подписания закона.
Ответственный исполнитель - Минвостокразвития России.
Необходимо установить: требования к решению о проведении конкурса на право заключения соглашения об осуществлении деятельности в соответствии с частью 9.1 статьи 13 Федерального закона "О территориях опережающего развития в Российской Федерации" (далее - конкурс) в редакции законопроекта, форму заявки на участие в конкурсе и правила проведения конкурса.
3. Приказ Минэкономразвития России "Об утверждении требований к решению о проведении конкурса на право заключения соглашения об осуществлении деятельности в соответствии с частью 9.1 статьи 13 Федерального закона "О территориях опережающего развития в Российской Федерации", формы заявки на участие в указанном конкурсе и правил проведения указанного конкурса".
Срок - 3 месяца с момента подписания закона.
Ответственный исполнитель - Минэкономразвития России.
Необходимо установить: требования к решению о проведении конкурса на право заключения соглашения об осуществлении деятельности в соответствии с частью 9.1 статьи 13 Федерального закона "О территориях опережающего развития в Российской Федерации" в редакции законопроекта (далее - конкурс), форму заявки на участие в конкурсе и правила проведения конкурса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.