Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 63528-8 "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации (в части расширения круга правообладателей товарных знаков)"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации (в части расширения круга правообладателей товарных знаков)" (далее - законопроект) подготовлен в целях закрепления возможности регистрации товарных знаков на имя граждан, в том числе самозанятых, а также распоряжения правами на них.
Действующая редакция статьи 1478 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) устанавливает правовое ограничение, согласно которому обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
Вместе с тем согласно пункту 1 статьи 23 Кодекса, с одной стороны, гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а с другой стороны, в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Федеральным законом "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" предусмотрено, что в ряде субъектов Российской Федерации физические лица вправе осуществлять отдельные виды деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей.
Содержащееся в действующей редакции статьи 1478 Кодекса правовое ограничение, не допускающее обладания исключительным правом на товарный знак гражданами, осуществляющими отдельные виды предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, вступает в прямое противоречие с пунктом 1 статьи 2 Кодекса, которым гарантируется равенство участников гражданского оборота, а также оснований возникновения и порядка осуществления прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав).
Отдельно следует отметить, что в настоящее время регистрация товарного знака на имя физических лиц допускается в ряде иностранных государств (Австрийская Республика, Федеративная Республика Германия, Китайская Народная Республика, Соединенные Штаты Америки) и Европейском союзе.
Таким образом, иностранные граждане (иностранные заявители) оказываются наделенными правом регистрации товарного знака в Российской Федерации без подтверждения статуса, соответствующего индивидуальному предпринимателю.
Законопроектом предлагается признать утратившей силу статью 1478 Кодекса, а также внести изменения в статьи 1477 и 1492 Кодекса, предусматривающие, что право на товарный знак может принадлежать не только юридическим лицам, но и гражданам, в том числе осуществляющим отдельные виды предпринимательской деятельности без образования юридического лица и без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (то есть самозанятым гражданам).
Предлагаемые законопроектом изменения позволят обеспечить равенство правового положения российских и иностранных граждан (иностранных заявителей) в части возможности осуществления ими исключительных прав на товарный знак.
Законопроектом в статью 1514 Кодекса, устанавливающую специальное правовое регулирование в части прекращения правовой охраны товарного знака, вносятся изменения, корреспондирующие статье 1241 Кодекса, устанавливающей общее правовое регулирование в части перехода исключительного права к другим лицам.
Кроме того, законопроектом предусматривается дополнение пункта 5 статьи 1262 Кодекса положением об обязательной государственной регистрации залога исключительного права на зарегистрированные в Роспатенте программу для ЭВМ или базу данных.
Государственная регистрация залога исключительного права на зарегистрированные программу для ЭВМ или базу данных направлена на обеспечение дополнительных гарантий для кредиторов (в первую очередь банков), осуществляющих кредитование под залог интеллектуальной собственности.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также международным обязательствам, следующим из иных международных договоров Российской Федерации.
В частности, законопроект соответствует положениям Договора о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза от 3 февраля 2020 г., согласно которому заявку на товарный знак Евразийского экономического союза может подать как юридическое, так и физическое лицо (ратифицирован Федеральным законом "О ратификации Договора о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза").
Принятие законопроекта не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Предусмотренный законопроектом переходный период сроком в один год обусловлен необходимостью подготовки и принятия ряда нормативных правовых актов.
Проектов федеральных законов (федеральных законов), аналогичных по своему содержанию законопроекту, на рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации не находится.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации (в части расширения круга правообладателей товарных знаков)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации (в части расширения круга правообладателей товарных знаков)" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации (в части расширения круга правообладателей товарных знаков)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации (в части расширения круга правообладателей товарных знаков)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации (в части расширения круга правообладателей товарных знаков)"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации (в части расширения круга правообладателей товарных знаков)" (далее - Федеральный закон) потребуется принятие следующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти:
1) постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 г. N 941 "Об утверждении Положения о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на географическое указание, наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией отчуждения исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, залога исключительного права, предоставления права использования такого результата или такого средства по договору, перехода исключительного права на такой результат или такое средство без договора".
Срок подготовки: 8 месяцев со дня официального опубликования Федерального закона.
Ответственный исполнитель: Минэкономразвития России.
Соисполнители: Минобрнауки России, Минфин России, Роспатент;
2) постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2015 г. N 1416 "О государственной регистрации распоряжения исключительным правом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, программу для ЭВМ, базу данных по договору и перехода исключительного права на них без договора".
Срок подготовки: 8 месяцев со дня официального опубликования Федерального закона.
Ответственный исполнитель: Минэкономразвития России.
Соисполнители: Минобрнауки России, Роспатент;
3) приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2016 г. N 211 "Об утверждении Правил оформления заявки на государственную регистрацию программы для электронных вычислительных машин или базы данных, Правил составления документов, являющихся основанием для осуществления юридически значимых действий по государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин или базы данных, и их форм, Порядка государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин и базы данных, Перечня сведений о зарегистрированной программе для электронных вычислительных машин или базе данных, публикуемых в официальном бюллетене Федеральной службы по интеллектуальной собственности, Перечня сведений, указываемых в свидетельстве о государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин или базы данных, формы свидетельства о государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин, формы свидетельства о государственной регистрации базы данных".
Срок подготовки: 10 месяцев со дня официального опубликования Федерального закона.
Ответственный исполнитель: Минэкономразвития России;
4) приказ Минэкономразвития России от 20 июля 2015 г. N 482 "Об утверждении Правил составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, Требований к документам, содержащимся в заявке на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака, и прилагаемым к ней документам и их форм, Порядка преобразования заявки на государственную регистрацию коллективного знака в заявку на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания и наоборот, Перечня сведений, указываемых в форме свидетельства на товарный знак (знак обслуживания), форме свидетельства на коллективный знак, формы свидетельства на товарный знак (знак обслуживания), формы свидетельства на коллективный знак".
Срок подготовки: 10 месяцев со дня официального опубликования Федерального закона.
Ответственный исполнитель: Минэкономразвития России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.