Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 63514-8 "О внесении изменений в статьи 23.3 и 23.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 23.3 и 23.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение подпункта "в" пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 27 июля 2019 г. N Пр-1381 ГС по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 26 июня 2019 г. в рамках совершенствования весогабаритного контроля транспортных средств.
Приказом Минтранса России от 31 августа 2020 г. N 348 (зарегистрирован Минюстом России 4 декабря 2020 г., регистрационный N 61252) утвержден Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, которым введен институт автоматического весогабаритного контроля транспортных средств (включая порядок организации соответствующих пунктов контроля и требования к ним).
В настоящее время полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), наделены органы полиции (статья 23.3 КоАП), таможенные органы (статья 23.8 КоАП (в части осуществления международных автомобильных перевозок, за исключением случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи), Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (статья 23.36 КоАП (за исключением случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи).
В рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" до 2027 года планируется установка на автомобильных дорогах федерального значения 387 пунктов автоматического весогабаритного контроля транспортных средств, а также размещение 366 таких пунктов на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения, вследствие чего необходимо совершенствование контрольно-надзорной деятельности в части движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств.
Принимая во внимание позицию МВД России о том, что функции по администрированию нарушений весогабаритных параметров транспортных средств не свойственны сотрудникам подразделений МВД России, а также ввиду необходимости усиления контроля за нарушениями правил движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств законопроектом предлагается наделение Ространснадзора полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе в случаях фиксации таких административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
Таким образом, исполнение подпункта "в" пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 27 июля 2019 г. N Пр-1381 ГС по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 26 июня 2019 г. планируется реализовать в две очереди:
наделить вышеуказанными полномочиями Ространснадзор, что позволит обеспечить полноценное функционирование созданных субъектами Российской Федерации и размещенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального, межмуниципального и местного значений автоматических пунктов весогабаритного контроля транспортных средств;
в рамках подготовки проекта нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выделить в отдельную главу правонарушения в области сохранности автомобильных дорог из главы, содержащей меры за административные правонарушения в области безопасности дорожного движения. С учетом данных изменений будет реализована возможность передачи федеральным органом исполнительной власти (Ространснадзором) части своих полномочий органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с нормами статьи 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в случае готовности конкретного субъекта Российской Федерации осуществлять данные полномочия.
Предлагаемые изменения будут способствовать стимулированию водителей грузовых транспортных средств к соблюдению законодательства Российской Федерации о движении тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств.
Реализация предусмотренных законопроектом полномочий Ространснадзора предусматривается в два этапа:
в период до 2024 года включительно - без увеличения предельной численности работников Ространснадзора, установленной Правительством Российской Федерации, а также без увеличения бюджетных ассигнований, предусмотренных ему в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций;
в период после 2024 года - с возможностью увеличения предельной численности работников Ространснадзора, установленной Правительством Российской Федерации, а также увеличения бюджетных ассигнований, предусмотренных ему в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций, при условии обоснования данного увеличения на основе статистически подтвержденных в рамках первого этапа затрат, параметров и результатов осуществления правоприменительной практики Ространснадзором.
Статьей 2 законопроекта предусматривается его вступление в силу 1 января 2023 г., что обусловлено необходимостью внесения нижеприведенных изменений в законодательство Российской Федерации, а также соответствующей подготовки инфраструктуры Ространснадзора к осуществлению проектируемых законопроектом полномочий.
Законопроектом не предусмотрены обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Принятие законопроекта не требует проведения анализа правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования.
Принятие законопроекта окажет положительное влияние на достижение целей государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы (2018 - 2024 годы)" в части достижения цели "создание механизмов экономического стимулирования сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального, местного значения" федерального проекта "Общесистемные меры развития дорожного хозяйства" направления (подпрограммы) "Дорожное хозяйство".
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 23.3 и 23.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация принятого проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 23.3 и 23.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в срок до 2024 года включительно не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
При этом в период после 2024 года необходимость дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, на увеличение предельной численности работников Ространснадзора, а также в целях увеличения бюджетных ассигнований ему на руководство и управление в сфере установленных функций, должна быть обоснована с учетом статистически подтвержденных затрат, параметров и результатов осуществления Ространснадзором правоприменительной практики в период до 2024 года.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 23.3 и 23.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 23.3 и 23.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 23.3 и 23.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 23.3 и 23.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" повлечет необходимость внесения изменений в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2021 г. N 1043.
Ответственный исполнитель - Минтранс России.
Срок принятия - 1 ноября 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.