Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 63500-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) направлен на реализацию задач в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 10 октября 2020 г. N Пр-1648 и абзаца второго подпункта "ж" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 2 мая 2021 г. N Пр-753 о переводе в электронный формат массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг, поэтапном переходе к предоставлению по принципу "одного окна" в формате "Социального казначейства" федеральных мер социальной поддержки по факту наступления жизненной ситуации.
Проект федерального закона подготовлен в целях унификации отдельных требований к предоставлению следующих мер социальной поддержки:
по назначению пособия на ребенка;
по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, предоставляемых в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
по предоставлению компенсации родителям (законным представителям) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Принимая во внимание законодательные основы разграничения полномочий между федеральными органами власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, по государственным услугам, которые установлены нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и оказываются за счет собственных средств субъектов Российской Федерации, предлагается на основании статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) наделить Правительство Российской Федерации полномочием по установлению единых стандартов к предоставлению таких государственных услуг.
В этой связи проектом федерального закона вносятся соответствующие изменения в Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации".
Единый стандарт в соответствии со статьей 2 Федерального закона N 210-ФЗ подразумевает установление единых требований к предоставлению государственной и (или) муниципальной услуги. Требования к единому стандарту определены статьей 14 Федерального закона N 210-ФЗ.
Проектом федерального закона предусматриваются положения, направленные на технологическую стандартизацию порядка предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат субъектами Российской Федерации.
Предлагаемые изменения позволят обеспечить единый порядок получения сведений для использования при принятии решения о предоставлении гражданам соответствующих мер социальной защиты.
Проектом федерального закона не предусматривается установление единых критериев (условий, категорий получателей, размеров выплат) предоставления субъектами Российской Федерации в соответствии с собственными полномочиями и за счет собственных средств мер социальной поддержи.
Проект федерального закона согласован без замечаний 70 субъектами Российской Федерации. Шестью субъектами проект федерального закона согласован с замечаниями (предложениями). В качестве замечаний (предложений) органами государственной власти субъектов Российской Федерации обращалось внимание на необходимость согласования единых стандартов с органами государственной власти субъектов Российской Федерации (Республика Ингушетия), на неопределенность правового регулирования компенсации родительской платы за присмотр и уход в части диспозитивной нормы об установлении Правительством Российской Федерации единого стандарта (Ярославская область, Калужская область), на закрепление критериев нуждаемости при предоставлении компенсации родительской платы за присмотр и уход в Федеральном законе "Об образовании в российской Федерации" (Новосибирская область), на уточнение формулировок текста законопроекта (Алтайский край, Вологодская область).
Замечания юридико-технического характера, замечания относительно неопределенности правового регулирования компенсации родительской платы за присмотр и уход в части диспозитивной нормы об установлении Правительством Российской Федерации единого стандарта учтены в ходе доработки проекта федерального закона. Замечание о необходимости согласования единых стандартов будет учтено в ходе реализации норм законопроекта. Установление единых критериев нуждаемости на федеральном уровне для определения права на получение компенсации родительской платы за присмотр и уход не планируется, так как целью законопроекта является стандартизация технологических и административных процедур. Установление условий на федеральном уровне может повлечь несбалансированность расходов региональных бюджетов. По тексту законопроекта предусмотрены нормы об обязательности утверждения Правительством Российской Федерации единых стандартов.
Срок вступления в силу Федерального закона обусловлен необходимостью утверждения Правительством Российской Федерации единых стандартов предоставления государственных и (или) муниципальных услуг по предоставлению пособия на ребенка, компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, компенсации за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Принятие Федерального закона не повлечет необходимость изменения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, регламентирующих предоставление мер социальной поддержки. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления будут приводится в соответствие единым стандартам, которые будут утверждены Правительством Российской Федерации в соответствии с Перечнем нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона.
Предлагаемые в проекте федерального закона решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В проекте федерального закона отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект федерального закона не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части унификации отдельных требований к особенностям предоставления мер социальной поддержки) не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части унификации отдельных требований к особенностям предоставления мер социальной поддержки) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует:
1. Принятия:
1.1. Постановления Правительства Российской Федерации "О Едином стандарте назначения пособия на ребенка".
Основание - часть 1 статьи 1 законопроекта.
Срок подготовки: 90 дней с даты принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Цель принятия данного постановления и краткое описание: определение единых требований к порядку назначения органами государственной власти субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки в части пособия на ребенка.
1.2. Постановления Правительства Российской Федерации "О Едином стандарте предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан".
Основание - часть 1 статьи 2 законопроекта.
Срок подготовки: 90 дней с даты принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнитель: Минстрой России, Пенсионный фонд Российской Федерации.
Цель принятия данного постановления и краткое описание: определение единых требований к порядку предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки в части компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
1.3. Постановления Правительства Российской Федерации "О Едином стандарте предоставления компенсации родителям (законным представителям) платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность".
Основание - часть 1 статьи 3 законопроекта.
Срок подготовки: 90 дней с даты принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минпросвещения России.
Цель принятия данного постановления и краткое описание: определение единых требований к порядку предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации компенсации родителям (законным представителям) платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.