Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 6622-8 "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации", внесенный Собранием депутатов Ненецкого автономного округа
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается включить в число лиц, имеющих право получить статус резидента Арктической зоны, общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, сельскохозяйственные кооперативы (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организации потребительской кооперации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, в целях получения ими преференций, предусмотренных Федеральным законом от 13 июля 2020 года N 193-ФЗ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 193-ФЗ).
Обращаем внимание, что в силу положений пункта 2 части 1 статьи 2 и части 6 статьи 9 Федерального закона N 193-ФЗ резидентами Арктической зоны могут являться лишь лица, планирующие осуществлять в Арктической зоне инвестиционную деятельность, под которой в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" следует понимать вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Указанные в законопроекте общины коренных малочисленных народов, равно как и потребительские кооперативы отнесены статьей 123.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к некоммерческим корпоративным организациям, не преследующим извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. В соответствии со статьей 50 ГК РФ такие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.
Вместе с тем отмечаем, что организации потребительской кооперации в случае, если они созданы в организационно-правовой форме хозяйственных обществ, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы (статья 2 Закона Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации), и организации сельскохозяйственной кооперации при создании их в организационно-правовой форме сельскохозяйственного производственного кооператива (статья 1 Федерального закона от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации") могут, являясь коммерческими организациями, приобрести статус резидента Арктической зоны в установленном Федеральным законом N 193-ФЗ порядке.
Также и лица, относящиеся к малочисленным народам, вправе на основании пункта 6 части 2 статьи 8 Федерального закона от 30 апреля 1999 года N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 82-ФЗ) создавать хозяйственные товарищества и общества, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность и занимающиеся традиционными промыслами малочисленных народов, которые не лишены возможности приобрести статус резидентов Арктической зоны.
При этом льготы и преференции, предоставляемые коренным и малочисленным народам, а также общинам таких народов Федеральным законом N 82-ФЗ и Налоговым кодексом Российской Федерации, по своей сути аналогичны льготам, установленным Федеральным законом N 193-ФЗ для резидентов Арктической зоны.
Замечания юридико-технического характера по законопроекту переданы комитету в рабочем порядке
Начальник управления |
Р.Н. Колачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.