Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям от 19 января 2022 г. к N 10, п. 3.1.
по проекту федерального закона N 19912-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (в части оптимизации деятельности непубличных акционерных обществ) внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 19912-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (далее - законопроект) и отмечает следующее.
Законопроект разработан во исполнение плана мероприятий Правительства Российской Федерации по трансформации делового климата и предусматривает оптимизацию требований к непубличным акционерным обществам. В частности, законопроектом предлагается отказаться от действующей для всех непубличных обществ обязанности по проведению аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, сохранив ее только для случаев, установленных федеральными законами.
Как указано в пояснительной записке, для непубличных обществ, ценные бумаги которых не обращаются на организованных торгах, которые не являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в капитале которых не участвуют Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, а также деятельность которых не характеризуется значительными масштабами и т.д., требование о проведении обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности и привлечении для этих целей только аудиторских организаций не всегда представляется обоснованным и зачастую создает излишние издержки.
По мнению разработчиков законопроекта, возможность отказа от обязательности аудита, которая существует сегодня только в силу факта принадлежности к определенной организационно-правовой форме юридического лица, позволит части непубличных обществ освободиться от бремени расходов на его проведение. При этом законопроект предоставляет непубличным обществам, не подпадающим под требование об обязательном аудите, правовой механизм для проведения аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в случае принятия соответствующего решения советом директоров (наблюдательным советом) общества или осуществляющим его функции общим собранием акционеров с возможностью привлечения для этих целей не только аудиторской организации, но и индивидуального аудитора.
Проектируемые изменения направлены также на приведение положений Федерального закона "Об акционерных обществах" в соответствие с терминологией, используемой Федеральным законом "Об аудиторской деятельности", и нормами Гражданского кодекса Российской Федерации о проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйственного общества. В частности, предлагается вместо термина аудитор общества использовать понятия аудиторской организации и индивидуального аудитора, а в качестве их основной задачи вместо проверки финансово-хозяйственной деятельности общества установить проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Законопроект предусматривает также установление требования о проведении ежегодного обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности для акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Комитет поддерживает концепцию законопроекта, направленную на оптимизацию требований к непубличным обществам и приведение положений акционерного законодательства о проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общества в соответствие с законодательством об аудиторской деятельности. Вместе с тем, по мнению Комитета, отдельные положения законопроекта нуждаются в уточнении и доработке.
В частности, проектируемый пункт 3 статьи 86 Федерального закона "Об акционерных обществах" наделяет акционеров, совокупная доля участия которых в уставном капитале общества составляет десять и более процентов, правом выбора аудиторской организации или индивидуального аудитора, осуществляющих по их требованию аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности общества. Такой подход требует дополнительного обсуждения, так как не учитывает, что в соответствии с действующими положениями гражданского (пункт 2 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации) и корпоративного законодательства (пункт 1 статьи 48 Федерального закона "Об акционерных обществах") назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров.
Наряду с этим при подготовке законопроекта ко второму чтению целесообразно рассмотреть вопрос о внесении аналогичных изменений в Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью", положения которого также нуждаются в гармонизации с положениями гражданского законодательства и законодательства об аудиторской деятельности в части проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общества.
С учетом изложенного Комитет по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям считает возможным рекомендовать Государственной Думе принять законопроект N 19912-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" при его рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Гаврилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.