Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 65038-8 "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части предоставления органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части предоставления органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя" направлен на устранение противоречий положений Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) положениям Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон N 120-ФЗ) и Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (далее - Федеральный закон N 48-ФЗ).
Законопроектом предусмотрено внесение изменений в статью 13 Федерального закона N 323-ФЗ в части установления правового регулирования доступа к сведениям, составляющим врачебную тайну, органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - органы и учреждения системы профилактики), перечень которых определен статьей 4 Федерального закона N 120-ФЗ.
Положения статьи 13 не позволяют предоставлять органам и учреждениям системы профилактики сведения о несовершеннолетних и родителях (лицах, их заменяющих), проживающих совместно с детьми, употребляющих наркотические средства, или психотропные вещества без назначения врача, или одурманивающие вещества, или алкогольную и спиртосодержащую продукцию, а также страдающих психическими расстройствами, представляющими социальную опасность, состоящих под диспансерным наблюдением врачей-психиатров.
При этом основы правового регулирования деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних установлены Федеральным законом N 120-ФЗ.
Согласно пункту 2 статьи 9 Федерального закона N 120-ФЗ органы и учреждения системы профилактики в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении. Вместе с тем при отсутствии информации о родителях (лицах, их заменяющих), употребляющих наркотические средства, или психотропные вещества без назначения врача, или одурманивающие вещества, или алкогольную и спиртосодержащую продукцию, а также страдающих психическими расстройствами, представляющими социальную опасность, состоящих под диспансерным наблюдением врачей-психиатров, проживающих совместно с детьми, не представляется возможным принятие мер по обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
В результате органы и учреждения системы профилактики не владеют сведениями об указанных лицах, что не позволяет в полном объеме реализовывать полномочия, установленные законодательством в рамках ведомственной компетенции, а также может послужить одной из причин как совершения противоправных действий несовершеннолетними, так и в отношении них.
Так, к примеру, в отдельных муниципальных образованиях за прошедшие два года имели место быть случаи убийства матерями, страдающими психическими заболеваниями, своих малолетних детей. При этом в органы опеки и попечительства информация о таких матерях (их заболеваниях) не поступала, в связи с чем меры по защите прав и законных интересов детей приняты не были.
Помимо изложенного, в соответствии с положениями подпункта 4 пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 120-ФЗ органы и учреждения системы профилактики проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства, или психотропные вещества без назначения врача, или употребляющих одурманивающие вещества, или алкогольную и спиртосодержащую продукцию.
Из вышеизложенного следует, что данная работа проводится по факту совершения правонарушений и (или) антиобщественных действий. Вместе с тем представляется, что индивидуальную профилактическую работу целесообразно проводить незамедлительно с момента установления факта употребления подростками наркотических средств, или психотропных веществ без назначения врача, или одурманивающих веществ, или алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии со статьей 121 Семейного кодекса Российской Федерации защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.
Органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, и ведут учет таких детей при наличии оснований, подтвержденных документами, свидетельствующими об обстоятельствах утраты ими (отсутствия) попечения родителей (единственного родителя).
В настоящее время остро стоит вопрос получения органами опеки и попечительства из медицинских организаций подтверждающих сведений о родителях (единственном родителе), которые по причине внезапной болезни, несчастного случая либо в результате дорожно-транспортного происшествия не могут осуществлять свои родительские обязанности. Предоставление указанных сведений в силу положений статьи 13 Федерального закона N 323-ФЗ не предусмотрено.
Вместе с тем в последние годы участились случаи дорожно-транспортных происшествий с участием семей с детьми, не проживающих на территории регионов, где произошло происшествие. Получая тяжелые травмы, родители помещаются в лечебные организации, и в силу своего состояния здоровья не могут выразить согласие или несогласие по вопросу применения мер защиты их детей.
Также родители не имеют возможности выполнять свои обязанности в отношении несовершеннолетних детей при помещении (без их согласия) по медицинским показаниям на лечение в психиатрические больницы (как показывает практика, курс лечения может быть длительным - от 14 дней до 6 месяцев).
Отсутствие документов, подтверждающих невозможность родителями (единственным родителем) исполнять свои обязанности, не позволяет органам опеки и попечительства выявлять и устраивать детей, попавших в вышеуказанные ситуации, передавать их близким родственникам, в том числе прибывшим из других субъектов страны.
Наиболее полной и объективной информацией о несовершеннолетних и родителях (лицах их заменяющих) указанных категорий граждан обладают органы управления здравоохранением и медицинские организации. Вместе с тем сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, не допускается.
В связи с возникшей коллизией между Федеральным законом N 120-ФЗ, обязывающим обеспечивать защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, проводить индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних определенных категорий, Федеральным законом N 48-ФЗ, определяющим обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства, и Федеральным законом N 323-ФЗ, запрещающим сообщать какую-либо информацию о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, органам и учреждениям системы профилактики не представляется возможным своевременно осуществлять их постановку на учет и проводить в отношении них индивидуальную профилактическую работу, эффективно принимать меры по защите прав и законных интересов несовершеннолетних.
В целях урегулирования вопроса предоставления органами управления здравоохранением и медицинскими организациями сведений о несовершеннолетних, родителях (лицах их заменяющих), употребляющих наркотические средства, или психотропные вещества без назначения врача, или одурманивающие вещества, или алкогольную и спиртосодержащую продукцию, а также страдающих психическими расстройствами, представляющими социальную опасность, состоящих под активным диспансерным наблюдением врачей-психиатров, проживающих совместно с детьми, сообщения сведений по запросу органов опеки и попечительства о гражданах, которые в силу внезапной болезни, несчастного случая в результате дорожно-транспортных происшествий не могут осуществлять свои родительские обязанности, законопроектом предлагается дополнить часть 4 статьи 13 Федерального закона N 323-ФЗ пунктами, допускающими предоставление органам и учреждениям системы профилактики сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя для реализации требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 9, подпунктом 4 пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 120-ФЗ, пунктом 1 статьи 4, подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 48-ФЗ.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части предоставления органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части предоставления органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя" в случае его принятия не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части предоставления органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в части предоставления органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя" признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие других актов федерального законодательства не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.