Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 65362-8 "О внесении изменения в статью 6.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона предусматривает внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и разработан с целью совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, направлен на защиту несовершеннолетних от употребления веществ, наносящих ущерб их здоровью и развитию.
Законопроектом предлагается установить административную ответственность за приобретение для несовершеннолетнего алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ.
Употребление спиртных напитков несовершеннолетними - серьёзная проблема современного общества. Несмотря на отмечающиеся тенденции снижения числа несовершеннолетних, находящихся на диспансерном учёте в специализированных учреждениях, оказывающих помощь по профилю "психиатрия-наркология", тем не менее из общего числа состоящих на диспансерном наблюдении несовершеннолетних 76% наблюдаются в связи с проблемами, связанными преимущественно с пагубным употреблением алкоголя, в меньшей степени - с алкогольной зависимостью.
По информации Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике, в течение 2020 года сотрудниками полиции в дежурные части органов внутренних дел доставлено более 500 подростков за совершение правонарушений, связанных с употреблением алкогольной продукции.
Анализ причин и условий, способствовавших приобретению несовершеннолетним алкогольной и спиртосодержащей продукции совершеннолетними гражданами, показывает, что несовершеннолетние реже приобретают алкогольную и спиртосодержащую продукцию самостоятельно.
Так, в 2019 году в Удмуртской Республике количество протоколов по статье 20.20 КоАП РФ (за потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещённых местах), рассмотренных муниципальными комиссиями, составило 282, из них с установлением фактов приобретения несовершеннолетним алкогольной продукции совершеннолетними лицами - 158 (56% от общего числа рассмотренных материалов) (в 2020 году - 402/233 - 57,9% соответственно).
В 2019 году количество протоколов по статье 20.21 КоАП РФ (за появление в общественных местах в состоянии опьянения), рассмотренных муниципальными комиссиями, составило 472, из них с установлением фактов приобретения несовершеннолетним алкогольной продукции совершеннолетними лицами - 249 (52,7% от общего числа рассмотренных материалов) (в 2020 году - 369/165 - 44,7% соответственно).
В 2019 году количество протоколов по статье 20.22 КоАП РФ (за нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетних, потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции), рассмотренных муниципальными комиссиями, составило 825, из них с установлением фактов приобретения несовершеннолетним алкогольной и спиртосодержащей продукции совершеннолетними лицами - 469 (56,8% от общего числа рассмотренных материалов) (в 2020 году - 629/317 - 50,3% соответственно).
Исходя из полученных данных установлено, что в большинстве случаев алкогольную и спиртосодержащую продукцию по просьбе подростков приобретают для них совершеннолетние лица. Вместе с тем действующее законодательство не позволяет привлечь к ответственности лиц, приобретающих алкогольную и спиртосодержащую продукцию для несовершеннолетних.
В диспозиции статьи 6.10 КоАП РФ предусмотрена ответственность совершеннолетних лиц за вовлечение несовершеннолетнего в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ, выраженное в уговорах, угощениях, обещании каких-либо выгод, обмане, угрозах и т.п.
Данной статьёй не предусмотрено наступление ответственности совершеннолетних лиц за приобретение алкогольной и спиртосодержащей продукции, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ несовершеннолетним, в связи с чем данные лица уходят от ответственности.
Данный пробел в законодательстве может быть восполнен посредством внесения изменения в статью 6.10 КоАП РФ в части установления административной ответственности для лиц, приобретающих алкогольную и спиртосодержащую продукцию, новые потенциально опасные психоактивные вещества или одурманивающие вещества несовершеннолетним.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 6.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация Федерального закона "О внесении изменения в статью 6.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не повлечёт за собой необходимости выделения дополнительных бюджетных средств из федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 6.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 6.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других законодательных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.