Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды
(восьмого созыва)
на проект федерального закона N 9712-8 "О внесении изменений в статью 261 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (в части уточнения ответственности за уничтожение или повреждение лесных насаждений), внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев в части вопросов своего ведения проект федерального закона N 9712-8 "О внесении изменений в статью 261 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет отмечает следующее.
Законопроект разработан в соответствии пунктом 8 перечня поручений Президента Российской Федерации от 4 мая 2020 г. N Пр-741 и направлен на разграничение составов административных и уголовно наказуемых деяний, повлекших по неосторожности лесные пожары.
В настоящее время проблемы квалификации вида ответственности - административной по части четвертой статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и уголовной по части первой статьи 261 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) обусловлены отсутствием четкого определения размера ущерба лесным и иным насаждениям в результате нарушения правил пожарной безопасности либо неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности. Предметом посягательства противоправного действия в обоих случаях являются лесные и иные насаждения.
В целях решения проблем разграничения уголовно наказуемых деяний от административных правонарушений во множестве составов преступлений УК РФ закреплен критерий криминализации деяния, который неотъемлемо связан с размером причиненного вреда. Законопроект предусматривает соподчинение норм КоАП РФ нормам УК РФ и вносится в пакете с проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
В соответствии с проектируемой нормой административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, наступает при условии, если действия лица не содержат уголовно наказуемого деяния.
Законопроектом предполагается разграничить уголовно наказуемое деяние "уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности либо нарушения правил пожарной безопасности в лесах" от административного правонарушения "нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека".
Круг лиц, на которых распространено действие законопроекта, - граждане, руководители объектов и иные должностные лица, отвечающие за выполнение требований в области пожарной безопасности.
Принятие законопроекта позволит более эффективно регулировать общественные отношения, складывающиеся в области обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации.
С учётом изложенного, Комитет поддерживает принятие рассматриваемого проекта федерального закона.
Председатель Комитета |
Д.Н. Кобылкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.