Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 65605-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" и Федеральный закон "О страховых пенсиях" в части установления дополнительных социальных гарантий отдельным категориям ветеранов"
Досье на проект федерального закона
Действующая редакция статьи 16 федерального закона "О ветеранах" по обеспечению нуждающихся в жилье ветеранов боевых действий носит дискриминирующий характер, нарушает права ветеранов боевых действий, которые встали на учет после 1 января 2005 года. При этом согласно Федеральному закону "О ветеранах" все инвалиды боевых действий и ветераны боевых действий имеют равный статус и обладают равными правами на обеспечение жилыми помещениями в качестве мер социальной поддержки.
Действующий механизм по реализации ветеранами разных категорий своих прав на обеспечение жильем существенно отличается и зависит от даты постановки ветерана на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет федерального бюджета предусматриваются только в отношении тех ветеранов боевых действий, которые встали на учет до 1 января 2005 года. После указанного срока обеспечение последних осуществляется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Ветераны, вставшие на учет после 1 января 2005 года, не имеют права на получение единовременной денежной выплаты. Внеочередной порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма для этой категории не предусмотрен.
В связи с этим представляется необходимым внести изменения в действующее законодательство, продлив ограничивающий срок по постановке на учет данных граждан Российской Федерации в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2024 года. Это позволит восстановить социальную справедливость, оказать поддержку в обеспечении жильем, нуждающихся в улучшении жилищных условий всем ветеранам вне зависимости от даты постановки на жилищный учет в органах местного самоуправления.
Так же предлагается изменить порядок индексации ежемесячной денежной выплаты темпами, на один процент опережающими темпы роста потребительских цен. В этих целях законопроектом предлагается установить, что размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации один раз в год с 1 февраля текущего года согласно следующей формуле:
РИВ - ИПЦ% + 1%, где:
РИВ - размер индексации ежемесячной денежной выплаты, реализуемой один раз в год с 1 февраля текущего года;
ИПЦ% - индекс роста потребительских цен за предыдущий год.
Кроме того, настоящим законопроектом предлагается ввести дополнительные меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, установив Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право ветеранов боевых действий на досрочное назначение страховой пенсии: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" и Федеральный закон "О страховых пенсиях" в части установления дополнительных социальных гарантий отдельным категориям ветеранов"
В соответствии с информацией, представленной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (письмо от 13 июля 2021 г. N 26-4/10/П-5206), реализация проекта настоящего федерального закона может повлечь выделение дополнительных бюджетных ассигнований.
По информации Минстроя России, по состоянию на 1 января 2021 года, общее количество ветеранов боевых действия, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, составляет 46 190 человек, из них 42 804 ветерана боевых действий, 1284 инвалида боевых действий, 1922 члена семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий.
Дополнительная потребность для обеспечения жильем данной категории граждан составит около 46,3 млрд рублей (исходя из численности граждан данной категории, состоящих на жилищном учете по состоянию на 1 января 2021 года, общей площади жилья 18 кв. метров и норматива стоимости 1-го кв. метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2021 года в размере 55 720 рублей, установленного приказом Минстроя России от 7 июня 2021 года N 338/пр.).
Предлагаемые законопроектом изменения в пункт 5 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" об индексации в повышенном размере ежемесячной денежной выплаты по оценке Пенсионного фонда Российской Федерации повлекут необходимость выделения дополнительных ассигнований федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда РФ в размере 0,72 млрд рублей в 2022 году, 1.58 млрд рублей в 2023 году, 2.54 млрд рублей в 2024 году.
Предлагаемые законопроектом изменения в пункт 3 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" о предоставлении права ветеранам боевых действий на досрочное назначение страховой пенсии по старости по информации Пенсионного фонда Российской Федерации повлекут необходимость выделения дополнительных ассигнований федерального бюджета, направляемых бюджету Пенсионного фонда РФ на выплату досрочных страховых пенсий по старости в размере 12.55 млрд рублей в 2022 году, 14.67 млрд рублей в 2023 году, 16.02 млрд рублей в 2024 году.
Указанные дополнительные средства могут быть изысканы в 2023 году за счет улучшения экономической ситуации и повышения доходов федерального бюджета ввиду принимаемых Правительством Российской Федерации мер в период активного восстановления экономики в период постепенного снятия ограничений, связанных с пандемией новой коронавирусной инфекции.
Перечень федеральных законов подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" и Федеральный закон "О страховых пенсиях" в части установления дополнительных социальных гарантий отдельным категориям ветеранов"
Принятие настоящего проекта федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.