Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 66011-8 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, инвалидами с детства I группы и инвалидами I группы"
Досье на проект федерального закона
Уход за инвалидами, особенно за детьми-инвалидами, инвалидами с детства I группы и инвалидами I группы - это физически и психологически очень сложная работа. Такой уход осуществляется ежедневно, как правило, оставившими свою работу членами семьи в объеме, эквивалентном средней продолжительности рабочего дня.
В нашей стране неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за указанными категориями инвалидов, в соответствии с указами Президента Российской Федерации предоставляются за счет средств федерального бюджета ежемесячные денежные выплаты, которые являются компенсацией утраченного заработка.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами и инвалидами I группы, установлены компенсационные выплаты в размере 1 200 рублей. Индексация выплат не предусмотрена.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 7 марта 2019 года N 95) неработающим трудоспособным родителям (усыновителям) или опекунам (попечителям), осуществляющим уход за ребенком инвалидом или инвалидом с детства 1 группы, установлена с 1 июля 2019 года ежемесячная выплата в размере 10 000 рублей. Индексация указанных ежемесячных выплат также не предусмотрена.
Недопустимо низкий размер компенсационной выплаты за осуществление ухода за инвалидом I группы, который не изменялся с момента издания Указа и никак не может рассматриваться как компенсация утраченного заработка, его существенное отличие от размера ежемесячной выплаты за осуществление ухода за инвалидом с детства I группы, который по сложности мало чем отличается от ухода за инвалидом I группы, вызывает серьезное социальное напряжение в соответствующей социальной группе населения и массовые обращения в органы государственной власти с просьбой решить данную давно назревшую проблему.
Реализуемый в 2021 году в 24 субъектах Российской Федерации пилотный проект по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в постороннем уходе, не решает в полной мере проблему ухода за указанными категориями инвалидов, поскольку согласно Типовой модели данной системы, утвержденной Приказом Минтруда России от 29 сентября 2020 года N 667, объем социального пакета долговременного ухода, предоставляемого бесплатно в форме социального обслуживания на дому, составляет максимально 28 часов в неделю или 4 часа в день. В то же время дети-инвалиды, инвалиды с детства I группы и инвалиды I группы нуждаются в уходе в течение всего дня.
Это свидетельствует о необходимости сохранения ежемесячной выплаты лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, инвалидами с детства I группы и инвалидами I группы, а также необходимости повышения размера данной выплаты для улучшения материального положения семей инвалидов и лиц, осуществляющих уход.
Конвенция о правах инвалидов обязывает государства-участников принимать меры к обеспечению и поощрению права инвалидов на достаточный жизненный уровень для них самих и их семей, а также лиц, которые взяли на себя заботу об инвалидах.
С учетом изложенного, в целях усиления социальной защищенности отдельных категорий граждан законопроектом предлагается предоставить неработающим трудоспособным родителям (усыновителям) или опекунам (попечителям), осуществляющим уход за ребенком-инвалидом, инвалидом с детства I группы, инвалидом I группы, право на получение ежегодно индексируемой ежемесячной выплаты в размере 13 000 рублей, что сопоставимо с прогнозируемой величиной МРОТ в 2023 году.
Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Федерального закона, осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Вступление Федерального закона в силу предусмотрено с 1 января 2023 года.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, инвалидами с детства I группы и инвалидами I группы"
Реализация проекта федерального закона "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, инвалидами с детства I группы и инвалидами I группы", предусматривающего установление с 1 января 2023 года ежемесячной выплаты лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, инвалидами с детства I группы и инвалидами I группы, в размере 13 000 рублей, потребует дополнительные средства, покрываемые за счет средств федерального бюджета.
Указанные дополнительные средства должны быть учтены при подготовке проекта федерального бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, инвалидами с детства I группы и инвалидами I группы"
Принятие Федерального закона "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, инвалидами с детства I группы и инвалидами I группы" потребует внесения изменений в Указы Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" и от 26 февраля 2013 года N 175 "О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.