Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 67162-8 "О внесении изменений в статьи 226 и 261 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 226 и 261 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в рамках проводимой работы по повышению эффективности деятельности мобильных групп таможенных органов с учетом анализа правоприменительной практики статей 226 и 261 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
Изменения, предлагаемые в статью 261 Федерального закона, направлены на оптимизацию деятельности мобильных групп таможенных органов и установление их полномочий по самостоятельной остановке автомобильных транспортных средств технически допустимой максимальной массой 3,5 тонны и более вне зон таможенного контроля на всей территории Российской Федерации.
В настоящее время самостоятельно таможенные органы могут останавливать автомобильные транспортные средства вне зон таможенного контроля на территориях, указанных в части 2 статьи 261 Федерального закона, а в местах, не предусмотренных указанной частью статьи 261 Федерального закона, остановка автомобильных транспортных средств осуществляется органами внутренних дел, уполномоченными в области обеспечения безопасности дорожного движения, при взаимодействии с таможенными органами. Предлагаемые изменения позволят уполномоченным должностным лицам таможенных органов осуществлять контроль за ввозом и перевозкой товаров автомобильными транспортными средствами технически допустимой максимальной массой 3,5 тонны и более на всей территории Российской Федерации без привлечения органов внутренних дел, уполномоченных в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Также законопроектом предлагается определить массу автомобильных транспортных средств, подлежащих остановке, как установленную изготовителем максимальную массу транспортного средства со снаряжением, пассажирами и грузом, обусловленную его конструкцией и заданными характеристиками (технически допустимая максимальная масса). В действующей редакции статьи 261 Федерального закона указана определенная изготовителем масса комплектного транспортного средства с водителем без нагрузки (масса транспортного средства в снаряженном состоянии). В связи со спецификой осуществления контроля таможенными органами в отношении товаров (грузов) на автомобильных транспортных средствах следует учитывать массу автомобильных транспортных средств с грузом, то есть технически допустимую максимальную массу.
Кроме того, законопроектом предлагается уточнить порядок действий уполномоченных должностных лиц таможенных органов и лиц, управляющих автомобильными транспортными средствами, в части:
установления обязанности лиц, управляющих транспортными средствами, по требованию уполномоченного должностного лица таможенного органа поместить автомобильное транспортное средство на территорию склада временного хранения или иное место, являющееся зоной таможенного контроля;
определения случаев, когда указанное требование может быть предъявлено лицу, управляющему автомобильным транспортным средством;
регламентации действий уполномоченных должностных лиц таможенных органов в случае отказа лица, управляющего автомобильным транспортным средством, исполнять указанное требование;
установления случаев и временного периода, в течение которого автомобильное транспортное средство может находиться на территории склада временного хранения или в ином месте, являющемся зоной таможенного контроля (указанные изменения обусловлены тем, что по результатам проведения таможенного досмотра товаров в зоне таможенного контроля с выгрузкой товаров из транспортного средства нарушения могут быть не выявлены, в таких случаях товар возвращается лицу, управляющему автомобильным транспортным средством, в связи с этим существует необходимость нахождения автомобильного транспортного средства в месте проведения таможенного контроля в течение времени, необходимого для его проведения);
уточнения мест помещения автомобильных транспортных средств при принятии решения о проведении таможенного досмотра, а также в случае возбуждения дела об административном правонарушении (в связи со значительной удаленностью в ряде регионов Российской Федерации складов временного хранения и постоянных зон таможенного контроля от мест дислокации уполномоченных должностных лиц таможенных органов, осуществляющих остановку автомобильных транспортных средств вне зон таможенного контроля, возникает необходимость создания временных зон таможенного контроля в целях помещения в них указанных автомобильных транспортных средств в случаях принятия решения о проведении таможенного досмотра, а также в случае возбуждения дела об административном правонарушении).
Поскольку право таможенных органов на самостоятельную остановку автомобильных транспортных средств вне зон таможенного контроле уже предусмотрено действующей редакцией статьи 261 Федерального закона и реализуется таможенными органами в правоприменительной деятельности на протяжении нескольких лет, принятие законопроекта не повлечет возникновения "дополнительных угроз" для участников дорожного движения. За указанный период не зафиксировано случаев, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, а также ситуаций с созданием заторов на дорогах, вследствие остановки транспортных средств мобильными группами.
Таможенные органы самостоятельно осуществляют остановку автомобильных транспортных средств в местах, специально обозначенных дорожным знаком 7.14.1 "Таможенный контроль" (пункт 2.2.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090).
При размещении дорожного знака "Таможенный контроль" соблюдаются требования безопасности, исключающие создание аварийной обстановки при реализации таможенными органами полномочий по остановке транспортных средств и проведении таможенного контроля. Указанный дорожный знак устанавливается на расстоянии 20-30 метров от места остановки автомобильного транспортного средства с учетом обеспечения видимости его водителями на расстоянии 100 метров.
Внесение изменений в статью 261 Федерального закона положительным образом скажется на результатах деятельности таможенных органов по осуществлению контроля за социально значимыми товарами, направленной на недопущение ввоза и оборота санкционных товаров, контрафактной продукции, а также пресечение схем минимизации уплаты налога на добавленную стоимость в отношении товаров, перемещаемых в рамках взаимной торговли на территорию Российской Федерации, задекларированных в государствах - членах Евразийского экономического союза (далее - Союз).
Решение задачи недопущения "лжеэкспорта" возможно только в случае обеспечения контроля за товарами в пути их следования по таможенной территории Союза вне зависимости от мер, применяемых в местах выпуска и убытия товаров в рамках системы управления рисками.
Так, в 2021 году мобильными группами таможенных органов остановлено для проверки более 28 тыс. автотранспортных средств, перевозивших более 498 тыс. тонн товаров.
По итогам проверочных мероприятий мобильными группами выявлено 2586 транспортных средств, перевозивших более 38 тыс. тонн товаров с нарушениями законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании (в том числе 664 тонны "санкционных" товаров), из них в сопредельные государства возвращено более 21 тыс. тонн товаров; уничтожено 1,6 тыс. тонн товаров; изъято и передано иным контролирующим органам для проведения проверочных мероприятий более 15 тыс. тонн товаров.
По результатам деятельности мобильных групп во взаимодействии с иными контролирующими органами в отношении перевозчиков возбуждено 1073 дела об административном правонарушении и 34 уголовных дела.
В результате принятых мобильными группами мер по усилению контроля за перемещением цветочной продукции с территории Республики Беларусь выявлена схема уклонения от уплаты налога на добавленную стоимость на территории Российской Федерации. За период с 1 февраля по 12 июля 2021 г. зафиксировано значительное увеличение объемов декларирования в Российской Федерации цветочной продукции по сравнению с аналогичным периодом 2020 года - с 10,0 тыс. тонн до 35,7 тыс. тонн. Размер поступлений в федеральный бюджет таможенных платежей увеличился на 3 млрд. 372 млн. рублей и составил 4 млрд. 716 млн. рублей.
Также по результатам работы мобильных групп таможенных органов в 2020 году выявлено 69 автотранспортных средств, перевозивших более 56 тонн табачной продукции с нарушениями законодательства Российской Федерации. В 2021 году (по состоянию на 17 мая) выявлено 36 автотранспортных средств, перевозивших более 247 тонн табачной продукции с нарушением законодательства Российской Федерации.
При осуществлении проверочных мероприятий на внутреннем рынке и контроля мобильными группами из государств - членов Союза таможенными органами выявлено и изъято из оборота: в 2020 году - 6,8 млн. пачек сигарет (с учетом информации правоохранительных подразделений таможенных органов - более - 14 млн. пачек), в 2021 году - 7,8 млн. пачек.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Реализация законопроекта не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация законопроекта не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация таможенными органами мероприятий, предусмотренных законопроектом, будет осуществляться в пределах установленной Правительством Российской Федерации штатной численности и бюджетных ассигнований, предусмотренных им федеральным бюджетом на руководство и управление в сфере установленных функций.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 226 и 261 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 226 и 261 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не повлечет за собой изменения финансовых обязательств государства и не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 226 и 261 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 226 и 261 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 226 и 261 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 226 и 261 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) потребует.
1. Внесения изменений в Правила дорожного движения, утвержденные постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090".
Внесение указанных изменений обусловлено положениями пункта 2 статьи 1 законопроекта, вносящими изменения в статью 261 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
Целью подготовки проекта постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила дорожного движения" является приведение положений пунктов 2.2.1 и 2.4 Правил дорожного движения в соответствии с положениями части 2 статьи 261 Федерального закона в редакции законопроекта.
Срок принятия указанного проекта постановления Правительства Российской Федерации - в течение 90 дней после дня официального опубликования законопроекта.
Исполнитель - Минфин России, МВД России, ФТС России.
2. Издания приказа ФТС России, определяющего порядок помещения автомобильного транспортного средства и находящихся в нем товаров на склад временного хранения или в иное место, являющееся зоной таможенного контроля, уполномоченными должностными лицами таможенных органов.
Определение указанного порядка обусловлено положениями Федерального закона в редакции законопроекта.
Целью подготовки указанного проекта приказа ФТС России является определение полномочий должностных лиц таможенных органов и порядка их действий при помещении автомобильного транспортного средства на территорию склада временного хранения или в иное место, являющееся зоной таможенного контроля в соответствии с положениями части 8 статьи 261 Федерального закона в редакции законопроекта.
Срок издания указанного проекта приказа ФТС России в течение 90 дней после дня официального опубликования законопроекта.
Исполнитель - ФТС России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.