Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 68371-8 "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях повышения открытости функционирования государственных органов, органов местного самоуправления, а также подведомственных государственным органам, органам местного самоуправления организаций (далее совместно - органы и организации) и обеспечения возможности получения гражданами в понятной и доступной форме полной и достоверной информации о деятельности указанных органов и организаций.
В настоящее время законодательством Российской Федерации уже урегулированы отдельные аспекты информационной открытости в сфере государственного управления. Так, Федеральным законом от 9 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Закон N 8-ФЗ) и Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" закреплено обязательство по обеспечению доступа граждан к информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления.
Однако Закон N 8-ФЗ не охватывает регулирование деятельности по предоставлению доступа к информации значительного круга субъектов, а именно подведомственных государственным органам, органам местного самоуправления организаций, чья деятельность также должна быть открытой для граждан ввиду высокой степени участия таких организаций при реализации гражданами своих прав и обязанностей. Текущая редакция Закона N 8-ФЗ упоминает указанные организации лишь в качестве субъектов, создающих информацию в пределах своих полномочий, или получающих такую информацию, и не накладывает никаких конкретных обязанностей по непосредственному обеспечению такими организациями доступа к информации о своей деятельности.
Вместе с тем для ряда видов бюджетных организаций в отраслевом законодательстве существуют требования к созданию и ведению официальных сайтов, посредством которых обеспечивается доступ к информации об их деятельности. Например, для образовательных учреждений такое регулирование определено Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 года N 582 "Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации", приказом Рособрнадзора от 29 мая 2014 года N 785 "Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации", для медицинских учреждений - Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", приказом Минздрава России от 30 декабря 2014 года N 956н "Об информации, необходимой для проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, и требованиях к содержанию и форме предоставления информации о деятельности медицинских организаций, размещаемой на официальных сайтах Министерства здравоохранения Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и медицинских организаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, очевидно стремление подведомственных государственным органам, органам местного самоуправления организаций обеспечить для граждан возможность оперативного получения необходимой информации, связанной с их деятельностью.
При этом в современных реалиях наличие сайта организации оказывается недостаточным.
Сложились новые, уже более привычные для граждан и регулярно используемые ими способы коммуникации, наиболее популярными из которых являются социальные сети.
В этой связи логичным способом решения обозначенной задачи представляется принятие законопроекта, предусматривающего внесение изменений в российское законодательство в части:
- определения понятия "официальная страница" в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";
- расширения способов обеспечения доступа к информации, а именно, установление обязанности для органов и организаций по созданию и использованию официальных страниц в социальных сетях для размещения актуальной информации о своей деятельности;
- расширения круга субъектов регулирования, а именно, включение подведомственных государственным органам, органам местного самоуправления организаций в число субъектов, обязанных обеспечивать доступ к информации о своей деятельности посредством социальных сетей.
Для реализации устанавливаемых обязанностей Минцифры России будет разработана соответствующая функциональность на базе Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), обеспечивающая возможность автоматизированного управления, публикации и редактирования информации в социальных сетях органами и организациями.
Указанный подход будет способствовать устранению сложностей с поиском и восприятием информации, размещаемой органами и организациями, так как пользователь будет взаимодействовать непосредственно с интерфейсом социальной сети, чья структура является давно изученной и привычной.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, а также сведения о соответствующем виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.