Досье на проект федерального закона
В адрес авторов настоящего проекта федерального закона - депутатов фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ в Государственной Думе участились обращения граждан с инвалидностью, испытывающих серьезные трудности с передвижением. Целью законопроекта является повышение уровня социальной защиты таких граждан.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" было отменено предоставление инвалидам автотранспортных средств. Для инвалидов с ограниченной мобильностью это нововведение создало дополнительные проблемы с передвижением.
Практически невозможно реализовать эффективную реабилитационную программу для инвалидов этих категорий и интегрировать их в общество, если они не имеют возможности добраться до работы и учебы, до мест досуга и отдыха.
Для таких инвалидов автомобиль не роскошь, а крайне необходимое средство реабилитации, компенсирующее потерю мобильности.
Текущая ситуация усугубляется неприспособленностью общественного транспорта для передвижения инвалидов, особенно в субъектах Российской Федерации, а также несовершенством всей дорожной инфраструктуры.
Граждане с инвалидностью в своих многочисленных обращениях в органы власти и общественные организации инвалидов ставят вопрос о восстановлении в законодательстве права на льготное получение автотранспортных средств.
Значительная часть инвалидов, по указанным выше и другим объективным причинам не имеет возможности пользоваться общественным транспортом и нуждается в автотранспорте, как в единственно возможном средстве передвижения.
Такая возможность для инвалидов предоставлена чт. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", согласно которой инвалиды при наличии прямых последствий страхового случая обеспечиваются автотранспортом как средством реабилитации.
Законопроект восстанавливает право инвалидов на получение автотранспортного средства именно как специального средства для передвижения.
Кроме того, законопроект устанавливает, что к техническим средствам реабилитации относятся также дополнительные приспособления к автотранспортным средствам, включая ручное управление для них.
В статье 20 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией 25 октября 2012 г., отмечается, что "Государства-участники принимают эффективные меры для обеспечения индивидуальной мобильности инвалидов с максимально возможной степенью их самостоятельности".
Принятие данного законопроекта с учетом рекомендаций Конвенции поможет решить крайне важный вопрос для инвалидов с ограниченной мобильностью.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона потребует выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета на обеспечение инвалидов автотранспортными средствами и дополнительными приспособлениями к ним, включая ручное управление для автотранспортных средств. По данным Министерства труда и социальной защиты за 2019 год федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы разработано индивидуальных программ реабилитации и (или) абилитации инвалидов с заключениями о наличии медицинских показаний для приобретения инвалидом транспортного средства для 50 392 человек (включая 17 233 при первичном освидетельствовании).
Таким образом, учитывая стоимость доступного автомобиля отечественного производства 598 900 руб. и расходы на его доработку с установлением комплектов ручного управления 20 000 рублей суммарные расходы федерального бюджета в 2023 году составят: 50392 чел. х 598 900 руб. = 30 179 768 800 руб., в 2024 году - не более 10 320 843 700 руб. (17 233 чел. х 598 900 руб.), в 2025 году - не более 10 320 843 700 руб.
В связи с тем, что законопроект вступает в силу с 1 января 2023 года соответствующие расходы предлагается предусмотреть в ходе работы над проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2023 и плановый период 2024 и 2025 годов".
Источником необходимых в целях реализации положений проекта настоящего федерального закона ассигнований федерального бюджета будут являться увеличившиеся доходы федерального бюджета вследствие улучшения внутриэкономической ситуации, роста экономики и производственной сферы в очередном финансовом году и в плановом периоде бюджетного цикла в период восстановления экономики после отмены ограничений, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции, вследствие реализации мер по стабилизации экономики, устранения структурных дисбалансов и препятствий для развития экономики, предпринимаемых Правительством Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.