Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 68587-8 "Об упразднении суда района имени Полины Осипенко Хабаровского края и образовании постоянного судебного присутствия в составе Солнечного районного суда Хабаровского края"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "Об упразднении суда района имени Полины Осипенко Хабаровского края и образовании постоянного судебного присутствия в составе Солнечного районного суда Хабаровского края" разработан в соответствии со статьей 17 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", статьями 3, 32, 33 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации".
Данный законопроект направлен на совершенствование организации работы судов общей юрисдикции, осуществляющих правосудие на территории Хабаровского края.
Постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 26 декабря 2007 года N 133 "О программе развития системы судов общей юрисдикции Российской Федерации и совершенствования организационного обеспечения их деятельности на период до 2023 года" определено, что действующая система судов общей юрисдикции требует дальнейшей оптимизации путем укрупнения судебных районов с перераспределением штатной численности судей и работников аппаратов судов.
В настоящее время на территории Хабаровского края действует суд района имени Полины Осипенко, штатная численность судей в котором до 06.04.2021 составляла три единицы (председатель суда и двое судей).
Анализ нагрузки судей суда района имени Полины Осипенко Хабаровского края в течение нескольких лет и перспектива изменения численности населения района имени Полины Осипенко Хабаровского края (2018 год - 4 462 человека, 2019 год - 4 320 человек, 2020 год - 4 256 человек) свидетельствуют о целесообразности упразднения суда с передачей штатных единиц судей в штат другого суда.
Средний краевой показатель нагрузки судей Хабаровского края в 2016 году составил 47,3 дела и материалов в месяц, в 2017 году - 40,5, в 2018 году - 39,1, в 2019 году - 41,0, в 2020 году - 38,9.
При этом нагрузка судьи суда района имени Полины Осипенко Хабаровского края составляет соответственно 11,4, 11,0, 8,6, 10,6 и 9,0 дела и материалов, что существенно ниже средней по Хабаровскому краю.
В целях совершенствования организационно-штатной структуры 06.04.2021 приказами Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и Управления Судебного департамента в Хабаровском крае сокращена численность судей районных судов Хабаровского края за счет одной единицы судьи суда района имени Полины Осипенко Хабаровского края и увеличения численности судей Хабаровского краевого суда.
В связи с этим суд района имени Полины Осипенко Хабаровского края является малосоставным, что не соответствует задачам повышения эффективности правосудия, сформулированным в постановлении Президиума Совета судей Российской Федерации от 26 декабря 2007 года N 133 "О Программе развития системы судов общей юрисдикции Российской Федерации и совершенствования организационного обеспечения их деятельности на период до 2023 года", и делает невозможным реализацию требования Конституции Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации о рассмотрении дел коллегией из трех судей (пункт 3 части 2 статьи 30 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).
В то же время Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" позволяет создать районный суд в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации.
В этой связи выход из сложившейся ситуации возможен путем упразднения суда района имени Полины Осипенко Хабаровского края с передачей относящихся к его ведению вопросов осуществления правосудия в юрисдикцию близлежащего Солнечного районного суда Хабаровского края.
Существующая штатная численность судей и работников аппарата Солнечного районного суда Хабаровского края позволяет расширить его юрисдикцию на территорию района имени Полины Осипенко Хабаровского края. При этом нагрузка судьи Солнечного районного суда Хабаровского края ниже средней по Хабаровскому краю и составляла в 2016 году 28,9 дела и материалов в месяц, в 2017 году - 23,3, в 2018 году - 26,7, в 2019 году - 33,0, в 2020 году - 29,8.
В случае расширения юрисдикции Солнечного районного суда Хабаровского края на территорию района имени Полины Осипенко Хабаровского края расчетная нагрузка судей изменится несущественно, составит соответственно 34,6, 28,8, 31,0, 38,3 и 34,3 дела и материалов и не превысит средний показатель по Хабаровскому краю.
При этом штатная численность судей и работников аппарата упраздняемого суда района имени Полины Осипенко Хабаровского края будет передана в другие районные суды Хабаровского края, которые имеют нагрузку по рассмотрению судебных дел существенно выше средней по Хабаровскому краю. Например, Индустриальный районный суд г. Хабаровска и Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре.
В связи с проведением мероприятий по укрупнению судебного района высвободятся бюджетные ассигнования, которые могут быть сохранены в соответствующих органах судебной системы для целей использования их на оплату труда государственных гражданских служащих аппарата судов.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" в целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, на территории района имени Полины Осипенко Хабаровского края предлагается создать постоянное судебное присутствие Солнечного районного суда Хабаровского края.
Село имени Полины Осипенко имеет постоянно действующее автомобильное сообщение от поселка Березовый Солнечного района Хабаровского края и дальше до рабочего поселка Солнечный с выходом на автомобильную дорогу федерального значения А-376.
Размещение постоянного судебного присутствия в помещении упраздняемого суда района имени Полины Осипенко в селе имени Полины Осипенко не только позволит обеспечить доступность для населения указанного района органов судебной власти, но и обеспечит возможность с наименьшими финансовыми и временными потерями передвигаться судьям и участникам судебных заседаний в пределах юрисдикции одного суда.
Таким образом, принятие законопроекта в качестве федерального закона не повлечет ограничения права граждан на доступ к правосудию, так как схема размещения судов фактически не изменится, граждане смогут реализовывать право на обращение в суд с учетом места их проживания.
Согласно положениям Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей. К местам содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых относятся в том числе изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, которые предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений, а в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в которых могут временно содержаться подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. Подозреваемые и обвиняемые могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время судебного процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца.
В соответствии с частью 6.1 статьи 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации во время рассмотрения уголовного дела в суде первой инстанции подсудимый участвует в судебном заседании непосредственно. Решение об участии в судебном заседании подсудимого, содержащегося под стражей, путем использования систем видео-конференц-связи может быть принято судом в исключительных случаях только при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 205 - 206, 208, частью 4 статьи 211, частью 1 статьи 212, статьями 275, 276, 279 и 281 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Ближайший к суду района имени Полины Осипенко Хабаровского края следственный изолятор УФСИН России по Хабаровскому краю находится за пределами района имени Полины Осипенко в городе Комсомольске-на-Амуре, на территориальном удалении более 330 км. В настоящее время судьи суда района имени Полины Осипенко Хабаровского края рассматривают уголовные дела по первой инстанции в отношении подсудимых, заключенных под стражу, путем проведения выездных судебных заседаний в городе Комсомольске-на-Амуре, что приводит к существенным финансовым издержкам.
При этом в рабочем поселке Солнечный функционирует изолятор временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОМВД России по Солнечному району. Подозреваемые и обвиняемые по делам и материалам, рассматриваемым Солнечным районным судом Хабаровского края, на время судебного процесса временно переводились в изолятор временного содержания по месту размещения суда.
Передача вопросов осуществления правосудия, относящихся к ведению суда района имени Полины Осипенко Хабаровского края, в юрисдикцию Солнечного районного суда Хабаровского края позволит отказаться от выездных судебных заседаний по уголовным делам, что сократит вызванные этим финансовые потери.
Предлагаемый проект федерального закона позволяет обеспечить наиболее оптимальное функционирование структуры районных судов в Хабаровском крае.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "Об упразднении суда района имени Полины Осипенко Хабаровского края и образовании постоянного судебного присутствия в составе Солнечного районного суда Хабаровского края"
Принятие Федерального закона "Об упразднении суда района имени Полины Осипенко Хабаровского края и образовании постоянного судебного присутствия в составе Солнечного районного суда Хабаровского края" потребует дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета в объеме 16 000 рублей на материальное обеспечение (вывески, печати, бланки).
Финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией указанного федерального закона, возможно осуществить за счет средств текущего финансирования
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об упразднении суда района имени Полины Осипенко Хабаровского края и образовании постоянного судебного присутствия в составе Солнечного районного суда Хабаровского края"
Принятие Федерального закона "Об упразднении суда района имени Полины Осипенко Хабаровского края и образовании постоянного судебного присутствия в составе Солнечного районного суда Хабаровского края" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.