Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 69209-8 "О внесении изменений в статьи 181 и 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 181 и 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан с целью установления подхода взимания акцизов с электронных систем доставки никотина (далее - ЭСДН) одноразового использования.
Проектом настоящего федерального закона устанавливается порядок обложения акцизом ЭСДН одноразового использования, предусматривающий в отношении таких систем комбинированную ставку акциза, включающую установленную ставку акциза за каждую единицу ЭСДН и установленную ставку акциза за каждый миллилитр жидкости для ЭСДН, содержащейся в таком устройстве и неотделимой от него.
ГОСТ Р 58109-2018 "Национальный стандарт Российской Федерации. Жидкости для электронных систем доставки никотина. Общие технические условия", утвержденном Приказом Росстандарта от 17.04.2018 N 201-ст, в Приложении А подразделяет ЭСДН на два следующих вида в зависимости от способа использования:
1) ЭСДН одноразового использования: система, готовая к применению, предварительно заполненная изготовителем жидкостью для ЭСДН, не предназначенная для повторной заправки жидкостью для ЭСДН или замены использованной порционной упаковки;
2) ЭСДН многоразового использования: система, предназначенная для замены порционной упаковки или многократной заправки контейнера жидкостью для ЭСДН пользователем. Отдельные компоненты ЭСДН и жидкость для ЭСДН могут поставляться в комплекте с ЭСДН и/или приобретаться отдельно.
Налоговым кодексом Российской Федерации установлен единообразный подход взимания акцизов с ЭСДН независимо от возможности или невозможности их повторного использования, то есть многоразового или одноразового использования. Таким образом, при ввозе и реализации ЭСДН многоразового использования акциз взимается отдельно с устройства по установленной ставке для ЭСДН, а также отдельно с жидкости для ЭСДН, которая предназначена для заправки данного устройства или находится в порционной упаковке (картридже) для ЭСДН и может поставляться в комплекте с ЭСДН и/или приобретаться отдельно.
ЭСДН одноразового использования содержат в себе одновременно устройство и жидкость для ЭСДН, то есть два подакцизных товара в соответствии со статьей 181 Налогового Кодекса Российской Федерации. Согласно принципу однократности налогообложения обложение акцизом ЭСДН одноразового использования осуществляется однократно по ставке, установленной для устройств ЭСДН.
Аналогичная ситуация может складываться и с налогообложением комплектов, содержащих в себе как устройство ЭСДН многоразового использования, так и контейнер с жидкостью для ЭСДН. Согласно Основного Правила Интерпретации ТН ВЭД "3б", товары, представленные в комплекте, должны быть классифицированы по той части комплекта, который придает комплекту основное свойство, то есть по коду на устройство ЭСДН. Таким образом, при ввозе комплекта в таможенный орган заявляется один код ТН ВЭД и акциз уплачивается только за само устройство.
По данным отчета об исполнении бюджета Федерального казначейства за 2020 год и по состоянию на 01 ноября 2021 года, доходы бюджета по позициям акцизов на никотинсодержащие жидкости, производимые в РФ и ввозимые на ее территорию, в 2020 году составили 663,8 млн рублей, на 01 ноября 2021 года - 411,6 млн рублей, а по позиции акцизов на ЭСДН, ввозимых на территорию России (в России сами устройства не производятся) в 2020 году - всего 285,5 млн. рублей при налоговой ставке 50 руб. за 1 единицу (налоговая база - 5,7 млн. устройств), на 01 ноября 2021 года - 1 148,8 млн. рублей при налоговой ставке 60 рублей за 1 штуку (налоговая база - 19,2 млн. устройств). В этих поступлениях учтены акцизы с ЭСДН многоразового и одноразового использования.
По экспертной оценке, озвученной 18 ноября 2021 года на "круглом столе" в Совете Федерации "Актуальные вопросы правового регулирования оборота табачной продукции" и основанной на данных агентства Kantar (ЗАО "ТНС МИЦ") по исследованию потребителей электронных сигарет (одноразового и многоразового использования) возраста от 18 лет 7 месяцев до 64 лет включительно, объем российского рынка ЭСДН одноразового использования в 2020 году мог составить от 26 млн. до 40 млн. устройств, а исходя из прогноза на 2021 год - более 70 млн. устройств с тенденцией к дальнейшему увеличению.
Упорядочению налогового администрирования акцизов на одноразовые ЭСДН, ввозимые в Россию, будет способствовать новая система ТН ВЭД ЕАЭС, вступающая в силу с 01 января 2022 года. Согласно новой редакции ТН ВЭД ЕАЭС ЭСДН одноразового использования и жидкости для ЭСДН обоих видов будут классифицироваться исключительно по новому коду 2404 12 000 0 "прочая, содержащая никотин", а многоразовые ЭСДН - по новому коду 8543 40 000 0 "сигареты электронные и аналогичные индивидуальные электрические испарительные устройства". В настоящее время ЭСДН обоих видов импортируются в Россию по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8543 70 900 0 "машины и аппаратура прочие", а жидкости для ЭСДН нередко декларируются по коду 3824 99 "химические продукты прочие", что позволяет недобросовестным участникам внешнеэкономической деятельности декларировать товар без уплаты акциза.
Таким образом, настоящий проект направлен на установление более справедливого налогового регулирования, направленного на максимальное привлечение дополнительных доходов от никотинсодержащей продукции, направляемых в федеральный бюджет.
В результате принятия настоящего проекта объем дополнительных доходов федерального бюджета, может составить свыше 1 млрд. рублей в год только за счет дополнительных поступлений акциза на жидкости для ЭСДН одноразового использования, если за налоговую базу взять данные по количеству устройств ЭСДН из Расчетов по статьям классификации доходов федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (11,05 - 11,2 млн устройств ЭСДН). Если взять за основу оценочные данные агентства Kantar, обозначенные выше (70 - 90 млн. одноразовых ЭСДН в год), то объем дополнительных доходов от акциза на жидкости для ЭСДН одноразового использования может составить не менее 5 млрд. рублей в год.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие и реализация законопроекта не окажут влияния на реализацию государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 181 и 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статьи 181 и 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 181 и 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
С принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 181 и 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.