Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 69208-8 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"
Досье на проект федерального закона
Законопроект подготовлен в соответствии с решением Президента Российской Федерации, принятым на оперативном совещании с постоянными членами Совета Безопасности Российской Федерации 21 января 2022 г., об индексации "военных" пенсий с 1 января 2022 г. выше уровня инфляции.
Президентом Российской Федерации принято решение проиндексировать пенсии "военных" пенсионеров и приравненных к ним лиц уже с 1 января текущего года. При этом было отмечено, что индексацию необходимо осуществить не на 4 процента, как было ранее предусмотрено, а более высоким темпом - на 8,6 процента, как и для всех остальных пенсионеров, что выше фактической инфляции за прошедший год. Правительству Российской Федерации было поручено в самое ближайшее время реализовать это решение, в том числе пересчитать уже выплаченные пенсии за январь, чтобы положенные средства граждане получили вместе с ближайшей пенсией.
В соответствии с законопроектом размер пенсии увеличивается с 1 января 2022 г. на 8,6 процента с применением различных механизмов, предусмотренных законодательством.
С 1 января 2022 г. до 1 октября 2022 г. устанавливается ежемесячная доплата к пенсиям, назначенным в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон), в размере 8,6 процента от назначенной пенсии.
Такой механизм применен в целях увеличения с 1 января 2022 г. пенсии всем без исключения гражданам, уволенным с военной и приравненной к ней службы, которым пенсии назначаются в соответствии со статьей 43 Закона, как в соответствии с частью первой, так и в соответствии с частью второй этой статьи.
В Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" учтено повышение денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, на прогнозный уровень инфляции - 4 процента с 1 октября 2022 г., что, как следствие, повлечет повышение пенсий лицам, проходившим военную и приравненную к ней службу, на 4 процента.
С учетом этого с 1 октября 2022 г. в целях сохранения определенного Президентом Российской Федерации уровня увеличения пенсий (8,6 процента) и с учетом ранее запланированной индексации пенсий на 4 процента в соответствии с статьей 49 Закона предлагается применить следующий механизм увеличения "военных" пенсий:
для "военных" пенсионеров, при назначении пенсии которым применяется часть вторая статьи 43 Закона, предлагается установить размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии, с 1 октября 2022 г. - 77,41 процента;
для "военных" пенсионеров, при назначении пенсии которым применяется часть первая статьи 43 Закона, являющихся участниками Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", и членов их семей установить ежемесячную доплату к пенсии в размере 4,6 процента от назначенной пенсии.
Индексация пенсий граждан, уволенных из органов и организаций прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации, сверх уровня инфляции в соответствии с законодательством может быть установлена федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период (абзац третий пункта 2 статьи 44 Закона Российской Федерации "О прокуратуре Российской Федерации" и часть 13.2 статьи 35 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации").
В предложенном законопроекте такая индексация не может быть учтена. Соответствующие изменения в законодательство в части увеличения пенсий граждан, уволенных из органов и организаций прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации, будут учтены при очередном внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов".
При таком подходе с 1 октября 2022 г. уровень увеличения пенсий всех "военных" пенсионеров и приравненных к ним лиц, определенный Президентом Российской Федерации (8,6 процента), сохранится.
Принятие законопроекта не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных нормативных правовых актов.
Реализация решения, предлагаемого законопроектом, потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Законопроект не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют положения, устанавливающие требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Реализация решения, предлагаемого законопроектом, не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"
Финансовое обеспечение решений, предлагаемых проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" будет осуществлено за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Дополнительные расходы в 2022 - 2024 годах составят 154,3 млрд. рублей, в том числе в 2022 году - 63,4 млрд. рублей, в 2023 году - 42,5 млрд. рублей и в 2024 году - 48,4 млрд. рублей.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие иных законодательных актов не потребуется.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.