Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экологии, природным ресурсам, собственности и охране окружающей среды
(восьмого созыва)
на проект федерального закона N 1186295-7 "О внесении изменений в статью 50 Водного кодекса Российской Федерации" (в части наделения хозяйствующих субъектов правом использовать акваторию водных объектов, необходимых для эксплуатации ими пляжей, на основании договора водопользования, заключаемого без проведения аукциона), внесенный сенатором Российской Федерации С.П. Цековым, а также А.Д. Козенко в период исполнения полномочий депутата Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды рассмотрел проект федерального закона N 1186295-7 "О внесении изменений в статью 50 Водного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект), и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается разрешить использование акватории водных объектов Республики Крым, необходимой для эксплуатации пляжей, на основании договора водопользования, заключаемого без проведения аукциона, юридическим и физическим лицам, использующим земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности и расположенные в границах береговой полосы, без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях, установленных пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
При этом в пункте 3 статьи 39.36 ЗК РФ такие случаи не установлены. Согласно указанной норме Правительством Российской Федерации утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (постановление от 03.12.2014 N 1300, далее - перечень).
Согласно пояснительной записке для обеспечения стабильного развития пляжного отдыха необходимо без аукциона предоставить акваторию водных объектов Республики Крым физическим и юридическим лицам, которые используют земельные участки (например, под нестационарными объектами) без предоставления земельных участков и установления сервитута со ссылкой на вышеуказанный перечень.
Вместе с тем в данный перечень, состоящий из 31 пункта, наряду с нестационарными объектами для организации обслуживания зон отдыха населения на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов (например, теневые навесы, временные павильоны и киоски, душевые кабинки, пункты проката инвентаря), для размещения которых не требуется разрешение на строительство (пункт 19), включены и такие объекты, как линии электропередач, нефтепроводы, линейные сооружения канализации, подземные линейные сооружения, пункты охраны правопорядка, объекты, предназначенные для обеспечения безопасности людей на водных объектах, передвижные цирки, пункты проката велосипедов (пункты 1, 3, 5, 6, 16, 21, 23, 25).
Кроме того, основными принципами водного законодательства являются в том числе платность использования водных объектов и равный доступ физических и юридических лиц к приобретению права пользования водными объектами (статья 3 Водного кодекса Российской Федерации). Проектируемое изменение не согласуется с вышеуказанными принципами, так как исключает применение конкурентных процедур при заключении договора водопользования, обеспечивающих равный доступ и более высокую цену за водопользование, что может привести к уменьшению поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации и к ограничению конкуренции между хозяйствующими субъектами.
Также вызывает сомнения обоснованность установления в Водном кодексе Российской Федерации отдельного регулирования для конкретного субъекта Российской Федерации.
Законопроект не поддерживается Правительством Российской Федерации, а также Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации.
С учетом изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 1186295-7 "О внесении изменений в статью 50 Водного кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Д.Н. Кобылкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.