Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 1186295-7 "О внесении изменений в статью 50 Водного кодекса Российской Федерации", внесенный депутатом Государственной Думы А.Д. Козенко и сенатором Российской Федерации С.П. Цековым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается разрешить использование акватории водных объектов Республики Крым, необходимой для эксплуатации пляжей, на основании договора водопользования, заключаемого без проведения аукциона, юридическим и физическим лицам, использующим земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности и расположенные в границах береговой полосы, без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях, установленных пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Обращаем внимание, что в пункте 3 статьи 39.36 ЗК РФ такие случаи не установлены. Согласно указанной норме Правительством Российской Федерации утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (постановление от 03.12.2014 N 1300, далее - перечень).
Согласно пояснительной записке для обеспечения стабильного развития пляжного отдыха необходимо без аукциона предоставить акваторию водных объектов Республики Крым физическим и юридическим лицам, которые используют земельные участки (например, под нестационарными объектами) без предоставления земельных участков и установления сервитута со ссылкой на вышеуказанный перечень.
Вместе с тем в данный перечень, состоящий из 31 пункта, наряду с нестационарными объектами для организации обслуживания зон отдыха населения на пляжных территориях в прибрежных защитных полосах водных объектов (например, теневые навесы, временные павильоны и киоски, душевые кабинки, пункты проката инвентаря), для размещения которых не требуется разрешение на строительство (пункт 19), включены и такие объекты, как линии электропередач, нефтепроводы, линейные сооружения канализации, подземные линейные сооружения, пункты охраны правопорядка, объекты, предназначенные для обеспечения безопасности людей на водных объектах, передвижные цирки, пункты проката велосипедов (пункты 1, 3, 5, 6, 16, 21, 23, 25).
Кроме того, основными принципами водного законодательства являются в том числе платность использования водных объектов и равный доступ физических и юридических лиц к приобретению права пользования водными объектами (статья 3 Водного кодекса Российской Федерации). Полагаем, что проектируемое изменение не согласуется с вышеуказанными принципами, так как исключает применение конкурентных процедур при заключении договора водопользования, обеспечивающих равный доступ и более высокую цену за водопользование, что может привести к уменьшению поступлений в бюджет субъекта Российской Федерации и к ограничению конкуренции между хозяйствующими субъектами.
Также вызывает сомнения обоснованность установления в Водном кодексе Российской Федерации отдельного регулирования для конкретного субъекта Российской Федерации.
Начальник управления |
Р.Н. Колачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.