В адрес администрации сельского поселения поступило заявление гражданина о признании его семьи малоимущей в целях постановки на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях и предоставления жилого помещения по договору социального найма. Данный гражданин зарегистрирован по месту жительства в с. Великовисочное Заполярного района Ненецкого автономного округа, в котором находится администрация, а супруга с ребенком зарегистрированы по месту проживания в другом сельском поселении.
Имеет ли право администрация поставить на учет членов семьи заявителя, прописанных в другом сельском поселении? Какую площадь жилья нужно выделить данной семье по договору социального найма?
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, перечислены в ст. 51 ЖК РФ. В частности, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются лица, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ).
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (ч. 2 ст. 52 ЖК РФ).
В силу ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта РФ (ч. 7 ст. 52 ЖК РФ).
Так, согласно п. 1 ст. 7 Закона Архангельской области от 1 июля 2016 г. N 441-27-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (далее - Закон N 441-27-ОЗ) в целях принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях гражданин-заявитель представляет заявление о принятии на учет индивидуально или совместно с членами семьи. При этом к членам семьи малоимущего гражданина-заявителя относятся проживающие совместно с ним супруг (супруга), а также дети и родители гражданина-заявителя. К членам семьи малоимущего гражданина-заявителя также относятся другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и иные граждане, признанные членами семьи гражданина-заявителя в порядке, предусмотренном жилищным законодательством (п. 3 ст. 3 Закона N 441-27-ОЗ).
К заявлению о принятии на учет гражданином-заявителем прилагаются документы, подтверждающие право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, в том числе копии судебных решений об определении места жительства или об установлении факта проживания гражданина-заявителя и (или) членов его семьи либо одиноко проживающего гражданина-заявителя в определенном жилом помещении, если место жительства гражданина-заявителя и (или) членов его семьи либо одиноко проживающего гражданина-заявителя определяется или устанавливается на основании указанных судебных решений (п. 6 ч. 2 ст. 7 Закона N 441-27-ОЗ).
Таким образом, законодательством предусмотрено право граждан на обращение в орган местного самоуправления с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях по месту жительства гражданина и членов его семьи.
Пунктом 1 ст. 20 ГК РФ установлено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Подчеркнем, что положения данной нормы не содержат указания на то, что место жительства гражданина определяется по месту его регистрации.
В ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-I "О регистрации граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон N 5242-I) указано, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. При этом граждане РФ обязаны регистрироваться по месту жительства в пределах РФ (ст. 3 Закона N 5242-I).
Под регистрацией гражданина РФ по месту жительства понимается постановка гражданина РФ на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина РФ и о его нахождении в данном месте жительства (ст. 2 Закона N 5242-I). Регистрационный учет граждан РФ введен в целях обеспечения необходимых условий для реализации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
На основании ст. 6 Закона N 5242-1, п. 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713, с заявлением о регистрации по месту жительства гражданин обязан обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства. То есть уведомление гражданином РФ органов регистрационного учета о месте своего жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью. Вместе с тем сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей, и согласно ч. 2 ст. 3 Закона N 5242-I не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ. Органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства (постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 г. N 4-П).
При этом Конституционный суд РФ неоднократно указывал, что "...регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции РФ, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории РФ, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами..." (смотрите, например, постановление Конституционного Суда РФ от 02 июня 2011 г. N 11-П, определение Конституционного Суда РФ от 17 ноября 2011 г. N 1597-О-О и др.).
По смыслу приведенных норм действующее законодательство связывает постоянное место жительства гражданина с наличием у него регистрации в жилом помещении, однако не исключает возможность признания местом жительства гражданина иного жилого помещения, занимаемого им на законных основаниях. То есть регистрационный учет в гражданском обороте является одним из способов доказывания факта нахождения гражданина по месту жительства, но не единственным (апелляционное определение СК по гражданским делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 16 июня 2020 г. по делу N 33-3223/2020, решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 06 мая 2019 г. по делу N 2-1256/2019, решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 29 июля 2020 г. по делу N 2-2869/2020).
На этом основании полагаем, что само по себе отсутствие у членов семьи гражданина-заявителя регистрации по месту жительства, притом что они постоянно проживают вместе с этим гражданином, не может являться поводом для отказа в постановке семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, равно как и для отказа в предоставлении жилого помещения на условиях социального найма при наличии к тому оснований, предусмотренных жилищным законодательством. Такой же вывод содержится, например, в апелляционном определении СК по гражданским делам Архангельского областного суда от 04 сентября 2019 г. по делу N 33-5072/2019, решении Ломоносовского районного суда г. Архангельска Архангельской области от 11 июня 2020 г. по делу N 2а-1655/2020.
Если члены семьи гражданина-заявителя на территории другого поселения не имеют жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, по договору социального найма или другим законным основаниям, то площадь жилого помещения, на наш взгляд, должна рассчитываться на всех членов семьи.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
Ответ прошел контроль качества
9 июня 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подробнее о Правовой поддержке компании "Гарант"